Талантливые уроженцы Дублина известны на весь мир: Бернард Шоу, Оскар Уайльд и Джеймс Джойс не нуждаются в представлении. Впрочем, «золотой» век ирландской столицы не в прошлом, а в будущем, уверены дублинцы. Единственное, в XXI веке гордый и независимый город сменил сферу деятельности и предпочел славе поэтической и литературной Мекки звание центра высоких технологий и инноваций.
Дублин «до» компьютеризации
Дублин расположен у истоков реки Ли́ффи и простирается на 120 км2 вдоль восточного побережья главного острова Ирландии с одноименным названием. Это город с приморским климатом, прохладным летом и довольно сдержанной зимой. Температуры тут редко выходят за комфортные рамки и колеблются в пределах +8–20 °C. В мае и июне местные жители наслаждаются солнцем, а к октябрю готовят зонты — это самый дождливый месяц в году.
В XIX веке Дублин переживал упадок. Город не играл важной роли в ходе индустриальной революции, так как здесь не было ни больших запасов угля (главного источника топлива в то время), ни центров кораблестроения (второго наиболее важного фактора развития страны), однако Дублин остался административным центром и транспортным узлом для большей части острова. В те времена город Белфаст на севере страны составлял здоровую конкуренцию нынешней столице, активно поднимаясь за счет международной торговли и наличия собственного порта.
Восстания, война за независимость 1919–1921 годов и гражданская война принесли лишь большие разрушения и упадок.
Пока деятельность многих вековых предприятий — текстильных мануфактур, пищевых переработок и пивоварен — постепенно шла на спад, с середины XX века начало резко возрастать влияние города в сфере технологий.
Как все начиналось
На протяжении почти всего XX века остров был этаким бедняком Западной Европы. Отвоевав в 1922 году свободу у Великобритании и разделившись в процессе на Северную Ирландию (вошедшую в Великобританию) и государство Ирландия, с 1949 года официально ставшего республикой, страна сделала хитрый шаг. Ирландия создала среду, которая как магнит притянула транснациональные корпорации, в первую очередь крупные компании с американского рынка. Образованное население, распространенный английский язык и низкая ставка корпоративного налога, в данный момент составляющая 12,5%, а также вполне легальные возможности ухода от их уплаты оказались тремя ингредиентами волшебного рецепта.
Первыми «завоевателями» новых для высоких технологий земель стали компании IBM, открывшая тут офис в 1956 году, и Ericsson, которая пришла в Ирландию в 1957-м. Совсем скоро их примеру последовали и другие «коллеги». Это были такие гиганты, как Microsoft, Oracle и другие, обосновавшиеся здесь в течение последующих 20 лет. Сейчас таких компаний в стране насчитывается более 700. На тот момент правительство предоставляло им большой банк рабочей силы, имеющий базовые навыки в сфере легкой промышленности. Местные жители были готовы и, главное, хотели работать и учиться. Такой настрой передался и приехавшим за гигантами экспатам.
Еще более активные изменения грянули в 1997 году — всего двадцать лет назад, в период «кельтского тигра», как окрестили это время экономисты. После 1997-го начался еще более быстрый рост экономики Ирландии. Причиной тому послужило и вступление страны в Европейский союз (и, как следствие, в еврозону), и значительные государственные инвестиции в технологии, телекоммуникации, финансовый рынок, фармацевтический сектор и образование. В 2017 году, согласно официальной статистике, город добился трудоустройства почти 95% граждан.
Сегодня штаб-квартиры большинства гигантов, включая Google, Apple, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Amazon, eBay, PayPal, Yahoo (сейчас Oath), Twitter, Accenture, Airbnb и других компаний, чьими услугами на просторах интернета мы пользуемся ежедневно, расположены в таких районах Дублина, как Кремниевые Доки (Silicon Docks) и Диджитал-хаб (Digital Hub). На территории последнего, к примеру, в восьми зданиях расположились офисы сразу 97 компаний. Упоминания Дублина в прессе теперь часто сопровождаются почетным званием «Европейская столица технологий».
Рост какого-либо сектора неизменно влечет за собой накопление знаний и опыта. Так, сейчас не только сами ИТ-компании приходят сюда открыть новые офисы, но и смежные бизнесы выбирают Ирландию как базу, понимая, что именно тут они найдут лучших специалистов. Многие ретейл-производители переехали сюда запускать направление онлайн продаж (E-Commerce).
Социальные мотивы
Столица темного пива, где любимый многими «Гиннесс» (Guinness) варят на пивоварне Сент-Джеймс-Гейт (St. James’s Gate Brewery) с далекого 1759 года, конечно, быстро превратилась в мультинациональный центр, где перемешались культуры, традиции и нравы, а приезжих талантливых программистов и иже с ними на первый (и даже второй) взгляд куда больше, чем местных жителей. Сюда, как и в Лондон, принято приезжать молодыми, знакомиться, дышать полной грудью, много работать, развлекаться и просто наслаждаться жизнью.
От стеклянных небоскребов доков сквозь город по проторенным дорожкам молодые гении современных технологий разбредаются по забитым пабам, кафе и ресторанам. В числе любимчиков у них значатся рестораны Chapter One, F. X. Buckley, O’Connells, пабы O’Donoghue’s Pub и The Stags Head, бары Vintage Cocktail Club и Arthur Mayne’s.
В Ирландии есть и культура кофеен, которая изначально стойко ассоциировалась с представителями медиаиндустрии. С расширением границ города и появлением все большего количества квартир в городской черте, как и во многих других мегаполисах, кофейни превратились в неформальные места сбора молодежи и импровизированные офисы сотрудников, работающих из дома или на себя. Самыми любимыми у дублинцев считаются вовсе не прославленный Starbucks, а местные заведения: Java Republic, Insomnia и O’Brien’s Sandwich Bars. В 2008 ирландский бариста Штефан Моррисси (Stephen Morrissey) даже выиграл престижный титул победителя Мирового чемпионата бариста (World Barista Champion).
Второе впечатление
В то время как сами компании создают для своих сотрудников порой сказочные условия, кормя их вкусными завтраками и ланчами от шеф-поваров, устраивая разнообразные мастер-классы и обеспечивая их даже сервисами маникюра, массажа или химчистки за «смешные» деньги на кампусе офиса, сам Дублин не всегда можно назвать идеальным для жизни. Цены на жилье тут сейчас высоки, а на просмотры квартир приходит по 50 человек в костюмах и с резюме за пазухой — просто чтобы набрать пару дополнительных очков в глазах владельцев.
Живущие тут экспаты часто жалуются, что каждый год приходится начинать все с нуля. Даже если вы нашли спутника жизни, феномен постоянства в Дублине предельно эфемерен. Каждый год многие друзья и знакомые местных жителей разъезжаются в соседние страны (а кто и вовсе в Канаду или Австралию) в поисках новых карьерных возможностей, так что «осесть» тут почти невозможно.
Светлое будущее
После «Брексита» вес европейского эквивалента Кремниевой долины только увеличивается, ведь после выхода Великобритании из Евросоюза ирландский Дублин станет единственным официальным англоговорящим центром Европы, а вместе с тем и связующим звеном в Западном полушарии для иностранных компаний, превратив страну с населением в 6,5 млн человек в главный хаб континента с почти миллиардом жителей. Самой ценной валютой в наши дни стали знания и способности людей, живущих на той или иной территории, и в этом смысле Дублин — это настоящие золотые рудники.
Местные эксперты верят, что лидирующие позиции республики останутся непоколебимы и в сфере инноваций — в ближайшие десять лет на сцену выйдет развитие искусственного интеллекта. Исследовательские центры в этой области уже здесь — инкубаторы внутри все тех же Google, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), других гигантов и их маленьких братьев-стартапов. Если это так, то именно здесь начнется новая индустриальная революция, новый виток истории и откроются новые горизонты, о которых еще сто лет назад местные жители не могли даже мечтать.
Фото: Dave G Kelly (в анонсе) / Getty Images, Alexander Spatari / Getty Images, Dermot Conlan / Getty Images, David Soanes Photography / Getty Images, bibi57 / Getty Images, David Soanes Photography / Getty Images, maydays / Getty Images