Всемирно известные модельеры нередко создавали костюмы для фильмов. Благодаря этому у зрителей есть возможность не только познакомиться с работой модных кутюрье, но и проследить на экране, как менялась мода с течением времени. «Вокруг света» приглашает вас в модное кинопутешествие по миру костюмов в фильмах 1950–1970-х годов.
Кристиан Диор для «Страха сцены» Альфреда Хичкока (1950)
Французский модельер Кристиан Диор перевернул мир моды, представив в 1947 году коллекцию женской одежды, впоследствии получившую название «Новый облик» (New Look). На первом показе присутствовала немецкая актриса и певица Марлен Дитрих.
Неудивительно, что когда через несколько лет ее пригласили сниматься в классическом фильме-нуаре «Страх сцены» Альфреда Хичкока, она вспомнила о талантливом модельере. О своем желании привлечь его к созданию костюмов для кинокартины, актриса заявила в свойственной ей манере, поставив режиссеру ультиматум: «Нет Диора — нет Дитрих».
В том числе и благодаря костюмам французского дизайнера Дитрих удалось создать на экране образ пленительной роковой красавицы с нечистой совестью. В фильме появляются платья со знаменитым приталенным силуэтом стиля New Look, подчеркивающие линии женских плеч и груди. Есть и широкие юбки, и барный жакет, и эффектные костюмы с юбкой-карандаш.
Для достижения совершенства Дитрих нередко проводила в примерочной по восемь часов, а Диор, в свою очередь, не жалел усилий, чтобы подчеркнуть стройность ее фигуры. После съемок Дитрих достались все созданные Диором костюмы. Ее дочь Мари Рива, не всегда одобрявшая стиль матери, признавалась, что модельеру удалось создать «совершенные» наряды. Сотрудничество с Диором помогло Дитрих спустя многие годы проб и ошибок найти свой стиль.
Юбер де Живанши для «Сабрины» Билли Уайлдера (1954)
Именно с фильма «Сабрина» началась дружба и многолетнее сотрудничество британской актрисы Одри Хепбёрн и еще одного модельера-француза Юбера де Живанши. Героиня актрисы в «Сабрине» возвращается домой после учебы в Париже, поэтому Хепбёрн хотела, что в новом гардеробе Сабрины появился настоящий «французский шик».
По слухам, жена одного из членов съемочной группы посоветовала ей обратиться к модельеру Кристобалю Баленсиаге, который был занят и перенаправил ее к своему другу Живанши. Тот согласился на встречу с тогда малоизвестной Одри, так как из-за ее фамилии подумал, что речь идет о голливудской диве Кэтрин Хепбёрн. Живанши занимался своей коллекцией, поэтому предложил Одри выбрать что-нибудь из уже созданных им нарядов.
Так в «Сабрине» появились шерстяной темно-серый костюм, в котором главная героиня возвращается на родину, роскошное белое вечернее платье без бретелей с оригинальным контрастным декором, а также платье с бантами на плечах, скрывавшими ключицы Одри, из-за которых актриса сильно комплексовала. Созданные Живанши образы отвечали модным вкусам Хепбёрн, которая всегда стремилась к женственной простоте и элегантной строгости.
Коко Шанель для «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене (1961)
Француженка Коко Шанель создала костюмы для Дельфин Сейриг — исполнительницы главной роли в загадочном фильме «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене. Созданный модельером гардероб в черно-белой цветовой гамме поспособствовал созданию таинственной атмосферы фильма, где смешались мечты, сны и воспоминания, а также стерлась грань между пошлым и настоящим.
Театральность и гротескность происходящего отразилась в смелых ансамблях с перьями, воздушных платьях с шифоном и тюлем, а также в изящных кружевах.
Шанель черпала вдохновение в современных моделях одежды и привносила в них тенденции 1920-х. Полный трагической обреченности образ главной героини дополнил столь любимый Коко жемчуг. Дельфин Сейриг вспоминала, что модельеру удалось создать удивительно удобную одежду, которая запросто могла сойти с экрана и стать частью повседневного женского гардероба.
Пако Рабан для «Барбареллы» Роже Вадима (1968)
Костюмы, созданные Пако Рабаном для американской актрисы Джейн Фонды в «Барбарелле», кардинально отличаются от всего, что появлялось до этого в фильмах. Научно-фантастический сюжет позволил модельеру дать волю фантазии и при разработке одежды для отправившейся в космическое приключение красотки использовать современные формы и материалы.
Откровенные костюмы с металлическими элементами, имитирующими доспехи, и полупрозрачными вставками как нельзя лучше подошли независимой и уверенной в себе женщине будущего. Таким образом, в созданном для фильма гардеробе нашли отражение две тенденции тех лет — увлечение космической и феминистской темами.
Необыкновенно оригинальные костюмы Рабана стали одной из причин, по которой «Барбарелла» вошла в историю мирового кинематографа.
Ив Сен-Лоран для «Сирены с „Миссисипи“» Франсуа Трюффо (1969)
Фильм «Сирена с „Миссисипи“» — результат плодотворного сотрудничества Сен-Лорана и актрисы Катрин Денев. История брачной аферистки, которая очаровала богатого плантатора, а затем сбежала от него, познакомила женщин со стильной и практичной одеждой, быстро появившейся в гардеробе модниц 1970-х.
В фильме непритязательные модели одежды контрастировали с высокими прическами Денев и ее загадочностью. Кроме того, стиль главной героини меняется по мере нарастания напряжения. Сначала героиня появляется в одежде пастельных оттенков, но постепенно ее гардероб становится более откровенным, в нем появляются более мрачные оттенки.
Женщинам пришлись по душе использованные Сен-Лораном отложные воротники, трапециевидные юбки миди и платье-сафари.
Ральф Лорен для «Энни Холл» Вуди Аллена (1977)
Имя американского модельера Ральфа Лорена теперь часто ассоциируется с образом начинающей певицы Энни Холл, сыгранной на экране актрисой Дайан Китон. На самом деле Лорен предоставил для фильма Вуди Аллена всего несколько вещей, а стиль героини во многом отразил модные предпочтения самой Китон. Аллен рассказывал, что примерно так же она одевалась и в реальной жизни.
Как бы то ни было, андрогинный стиль героини поражает практичностью и оригинальностью. В отличие от моделей французских кутюрье, одежда Энни Холл не производит впечатление изысканной и элегантной. Она в первую очередь практична и удобна.
Заслугой Лорена в этом фильме считают успешную адаптацию мужской одежды для женского гардероба. Героиня Китон появляется на экране в рубашках свободного кроя, широких брюках с высокой посадкой, мужских шляпах и жилетах, а также в жакетах оверсайз. Зрительницам запомнился образ актрисы с клетчатым синим галстуком, а также платье на тонких бретельках, надетое поверх водолазки.
Благодаря эффектным образам Энни Холл Лорен вошел в историю моды как один из тех, кому удалось успешно адаптировать классические мужские модели для женщин.
Материал опубликован в сентябре 2018, частично обновлен в августе 2023