«Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами его сделать не могут», — писал художник Павел Чистяков. Впервые выставленная «Лунная ночь на Днепре» шокировала даже искушенную петербургскую публику. Куинджи подогревал интерес к этой работе заранее, пуская отдельных зрителей к себе в мастерскую по воскресеньям, чтобы к открытию экспозиции они разнесли слух о поразительной картине.
«Лунная ночь на Днепре»
Холст, масло
105 х 144 см
1880
Хранится в Русском музее. Повторения-варианты: в Астраханской государственной картинной галерее им. Б. М. Кустодиева (1882); Симферопольском художественном музее (1882); Киевском музее русского искусства («Ночь на Дону», 1882); ГТГ («Ночь на Днепре», 1882; «Ночь на Днепре», уменьшенный недатированный вариант); Национальном художественном музее Республики Беларусь («Ночь над Днепром», 1880-е).
В итоге здание Общества поощрения художеств, где выставили полотно, целый день осаждала толпа, а вся улица и часть Невского проспекта были забиты экипажами. Куинджи самому пришлось утихомиривать нетерпеливых посетителей и разбивать толпу на группы, которые по очереди запускали в зал. Там в полумраке на стене висела одна-единственная картина, притом что «сольно» в то время могли выставить разве что монументальное историческое полотно, но никак не пейзаж.
Однако «Лунная ночь…» стоила таких почестей: луна и ее отражение на холсте как будто испускали настоящий свет, у зрителей даже в глазах резало. Газеты наперебой писали о невероятно реалистичном пейзаже, вся столица обсуждала картину и секрет художника, в попытках объяснить «светопись» выдвигались самые экстравагантные версии, вплоть до сговора с нечистой силой.
Картины Куинджи со «спецэффектами» в передаче лунного и солнечного света стали продаваться за огромные деньги, но, когда творческие поиски повели его дальше, интерес зрителей и критиков начал спадать. Через два года после успеха «Лунной ночи…» пейзажист почти на двадцать лет затворился от публики, не желая слушать рассуждения на тему «Куинджи уже не тот».
6 секретов картины «Лунная ночь на Днепре»
1. Светоотражение. Некоторые зрители пытались заглянуть за подрамник, думая, что картина написана на стекле, за которым скрыта зажженная лампа, и поэтому так «светится». На самом деле, один из эффектов действительно создавала лампа, но помещенная не за картиной, а перед ней. На выставке Куинджи решил по максимуму использовать светоотражающие свойства светлых тонов и светопоглощающие — темных, задрапировав в зале окна и в этом полумраке направив луч электрической лампы в центр картины. И луна на холсте засияла.
2. Лессировки. Некоторые зрители думали, что картина написана на перламутровой или золотой подложке, однако ее основа — обыкновенный холст. Искусствовед Софья Кудрявцева в книге о творчестве Куинджи отметила, что художник, желая визуально углубить и выделить небо, прописал землю на переднем плане более эскизно, а вот луну, облака и окружающее их пространство тщательно проработал с помощью лессировки: наложения многочисленных полупрозрачных красочных слоев.
3. Дополнительные цвета. Куинджи интересовался мнением ученых о взаимовлиянии различных цветов и других особенностях восприятия их человеческим глазом и использовал научные теории в живописи. Дополнительные цвета — оттенки красного и зеленого, синего и оранжевого, — положенные рядом, усиливают друг друга на его полотнах.
4. Мелкие мазки. Темные мазки на светлых участках создают ощущение вибрирующего света.
5. Оттенки. Илья Репин вспоминал, как один живописец с восторгом заявил Куинджи, что разгадал его секрет: тот, дескать, пишет свои удивительные пейзажи через цветное стекло. «Ха-ха-ха-ха-ха-ха!» — ответил Куинджи. Однако у него действительно в некотором роде была специфическая «оптика». Физик Федор Петрушевский измерял особым прибором способность разных художников различать тончайшие оттенки цветов, и оказалось, что Куинджи значительно превосходил в этом товарищей-передвижников.
6. Асфальтовая краска. Посетители выставки напрасно думали, будто хитрость Куинджи в том, что он пишет светящимися фосфорными красками или некими таинственными «лунными». Впрочем, художник все же экспериментировал с материалами: ради эффекта глубины использовал полупрозрачный коричневый асфальтовый подмалевок, а также добавлял асфальт в краски, чтобы сделать тона более глубокими.
Однако такая краска нередко темнеет в результате внешних воздействий. «Лунную ночь…» еще до выставки приобрел племянник царя Александра II великий князь Константин Константинович (он же поэт К.Р.) и, будучи не в силах расстаться с картиной, взял ее с собой в кругосветное плавание, в результате пейзаж потускнел и потемнел.
ХУДОЖНИК
Архип Куинджи
Около 1842 — родился в Карасевке, в предместье Мариуполя, в семье сапожника греческого происхождения.
1868 — за показанную на выставке картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма» признан петербургской Академией художеств достойным звания свободного художника.
1875 — избран в Товарищество передвижных выставок; женился на Вере Кечеджи-Шаповаловой, дочери купца из Мариуполя.
1876 — написал «Украинскую ночь», поразившую всех самобытной манерой исполнения.
1880 — вышел из Товарищества передвижных выставок.
1882–1901 — отказался от участия в выставках и закрыл свою мастерскую от посетителей.
1894–1897 — был профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств; среди его учеников — Николай Рерих.
1910 — умер в Петербурге от болезни сердца.
Материал опубликован в октябре 2018, частично обновлен в январе 2022