Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Новая волна: как режиссеры из разных стран меняли национальный кинематограф

Они нарушали правила и искали новые способы говорить со зрителями

Обсудить

«Новая волна» — так в кинематографе называют беспрецедентные авторские фильмы, отличающиеся спектром идей, стилистикой, режиссерскими приемами. Vokrugsveta.ru о четырех самых известных и резонансных «волнах» в истории кинематографа.

Новая волна: как режиссеры из разных стран меняли национальный кинематограф

Французский режиссер Жан-Люк Годар в 1960 году

Источник:

KEYSTONE Pictures USA/ZUMAPRESS via Legion Media

Английская

«Новая волна» захлестнула страну в середине прошлого столетия, да так, что чинные англичане забили тревогу. На смену торжествующей в кино буржуазии приходили «рассерженные молодые люди». Их персонажи — выходцы из рабочего класса. Их темы — бунт, буря, протест. Они хотели перемен.

Все началось с того, что в 1950-х гг. в стране разразился экономический кризис. Киностудии активно закрывали, фильмы не продюсировали, билеты в кинотеатры значительно подорожали, а та коммерческая продукция, которая демонстрировалась на экранах, была проходной.

Тогда на авансцену культурной жизни Англии вышли документалисты — Тони Ричардсон, Джон Флетчер и Ги Брентон. Они организовали группу «Свободное кино» (Free cinema). Фильмы снимались исключительно на деньги авторов, хоть они и получали минимальную поддержку от Британского института киноискусства. Так, группа выпускает альманах, ставший своеобразным манифестом «рассерженных» в документальном кино, — «Смотри на Англию». Чтобы снять его, режиссеры четыре года наблюдали за простыми британцами, их жизнью.

Чуть позже Тони Ричардсон снимет фильм по пьесе театрального представителя «рассерженных» Джона Осборна под названием «Оглянись во гневе».

История о парне с крутым темпераментом, в которой есть и любовный треугольник, и непростые моральные уроки, которые преподносит героям ленты жизнь, стала культовой не только в Англии, но и за ее пределами. Позже Ричардсон поставит картину «Вкус меда» о непростой жизни девушки, отчаянно ищущей любви и поддержки, и, кстати, тоже по пьесе, но уже другого драматурга — Шейлы Дилейни.

Еще один программный фильм британской «новой волны» — «Путь наверх» Джека Клейтона. Именно этот фильм, в котором откровенно поднимаются тема секса, а главный герой — строптивый представитель рабочего класса, задал планку таким лентам, как «В субботу вечером, в воскресенье утром» Карела Рейша и «Такова спортивная жизнь» Линдсея Андерсона.

Британские кинорежиссеры стремились отразить пестроту внутренней жизни своих персонажей за внешней серостью и обыденностью. Герои их фильмов демонстрируют и насилие, и способность чувствовать боль, и сострадание одновременно.

Французская

О французской «новой волне» наслышаны многие. Но много ли имен, относящихся к этому течению, вы сможете вспомнить? Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо… А кто еще?

Обо всем по порядку. Всплеск кинематографической жизни во Франции стал прямым следствием ухода от устоявшихся, конформистских стилей съемки и повествования. Кинематографисты отказались от сценария в привычном понимании, появилась импровизация.

Безусловно, основоположником борьбы стал Франсуа Трюффо — автор культовых фильмов «400 ударов», «Мужчина, который любил женщин, «Американская ночь»… Список можно продолжать. Именно он публикует свои идеи относительно авторства, главенства режиссера, а не продюсера, в культовом журнале своего друга, кинокритика Андре Базена «Кинематографические заметки» (Cahiers du Cinéma).

Трюффо призывал современников обратить внимание на американские фильмы категории «Б» как на противоположность вялой и «качественной» французской продукции.

К Трюффо присоединился Жан-Люк Годар, также публиковавший в «Кинематографических заметках» свои соображения по поводу нового кино. Так, будущий мэтр уже тогда считал, что именно монтаж оживляет «мертвые» метры пленки. Вспомните его картины: «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Женщина есть женщина», «Банда аутсайдеров», «Безумный Пьеро», — все они стали бессмертными шедеврами, воспевшими молодость, энергию, бесстрашие и, конечно, любовь.

Говорят, что кинематограф — дело не женское, однако Аньес Варда, которую также причисляют к французской «новой волне», доказывает обратное: «Пуэнт-Курт» о любви и жизни молодой пары и «Клео от 5 до 7» о молодой певице, ожидающей результаты анализов, входят в список шедевров мирового кинематографа.

Стоит обратить внимание и на творчество Клода Шаброля, Эрика Ромера и Жака Риветта. Они вдохновлялись творчеством своих предшественников и современников, например Альфредом Хичкоком и автором легендарных вестернов Джоном Фордом. Легкость, ощущение неподдельной свободы, острый саспенс фильмов французской «новой волны» не дадут зрителю заскучать.

Американская

В середине XX века студийная система в Голливуде дала трещину: продюсеры всё еще пытались оказывать влияние на молодых кинематографистов, но это выходило всё слабее. А после отмены в 1967 году «кодекса Хейса» студийная система и диктатура продюсеров вовсе угасла.

Так появляется американская «новая волна». Ее лидерами становятся Френсис Форд Коппола, Стенли Кубрик, Мартин Скорсезе и Роберт Олтмен. Молодые люди вдохновлялись достижениями французов, их раскованностью и новаторством. А Френсис Форд Коппола признавался, что решил стать кинематографистом под влиянием фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь (десять дней, которые потрясли мир)», снятом в далеком 1927 году.

Несмотря на то что Коппола прославился благодаря трилогии «Крестный отец», начинал он с лирической и тонкой драмы «Люди дождя» о поиске себя и человеческом отчуждении.

Мартин Скорсезе до «Таксиста» и «Отступников» снял мелодраматическую ленту «Алиса здесь больше не живет», а Стенли Кубрик, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса с фильмом «Сияние» за самое большое количество дублей в сцене с Шелли Дюваль, создал военно-исторический фильм «Тропы славы» о Первой мировой.

Румынская

Широкая известность к румынскому кинематографу пришла в середине 2000-х годов после мирового успеха двух картин — «Смерти господина Лазареску» Кристи Пую и каннского триумфа «4 месяцев, 3 недель и 2 дней» Кристиана Мунджу. С тех пор весь мир говорит о талантливых режиссерах из Восточной Европы.

Быстро сформировавшийся пласт румынского кино связан с переосмыслением исторического опыта страны, и кинорежиссеры часто обращаются к истории Румынии, концентрируя свое внимание на периоде правления коммунистической партии под руководством Николае Чаушеску.

Так, в 2009 году был создан киноальманах, объединивший короткометражные ленты лучших режиссеров Румынии, — «Сказки золотого века». С некоторой болью, но вместе с тем с незлой иронией в фильме рассказывается о нравах румын и особенностях их менталитета, который формировался в условиях коммунистического режима. Все переменилось в одночасье, но люди остались прежними.

Кристи Пую, Корнелиу Порумбойу, Кэлин Петер Нетцер ставят обществу неутешительный диагноз: в их стране царят отчуждение и безразличие, люди боятся и остаются одинокими и закрытыми. Наиболее яркий фильм, затрагивающий все эти темы, — «Смерть господина Лазареску» Кристи Пую. Сумел бы Лазареску выжить, если бы «спасающие» его люди были другими? А может, виноваты не люди, а закрепостившая их система? Посмотрите сами, и вы точно найдете ответы на эти вопросы.

Материал опубликован в октябре 2018, частично обновлен в декабре 2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения