Картина «Некроном IV»
Акрил, бумага, дерево 100×150 см
1976
Хранится в Музее Гигера в Грюйере
«Я больше не вижу страшных снов, но в свое время от них меня исцеляла работа», — говорил 70-летний Ханс Рудольф Гигер в интервью CNN. Ранее он отмечал, что если бы не писал картин, то наверняка сошел бы с ума. Жуткие образы в его творчестве действительно как будто перенесены из ночных кошмаров. Или из литературы ужаса, которой художник зачитывался. В честь вымышленного трактата из книг Говарда Лавкрафта Гигер назвал сборник репродукций своих картин — «Некрономикон».
Этот альбом американец Дэниел О’Бэннон, работавший над сценарием фантастического хоррора «Чужой», показал режиссеру Ридли Скотту. Тот искал нетривиальный образ для инопланетянина, который по сюжету проникает на космический корабль и убивает астронавтов.
«Я чуть не упал из-за стола… вот оно!» — вспоминал Скотт первое впечатление от репродукции «Некроном IV» из альбома Гигера. Режиссер отправился к художнику в Швейцарию и поручил ему создать Чужого на основе этой картины.
Художник продумал все стадии развития существа: яйцо; лицехват, бросающийся оттуда на жертву и внедряющий в нее зародыш Чужого; грудолом, который выбирается из носителя и превращается во взрослую особь. Под руководством Гигера создавались костюмы монстра, ландшафт планетоида, интерьер корабля внеземной цивилизации.
Гигер и его коллеги получили «Оскар» в номинации «Лучшие визуальные эффекты».
Дизайнер из Нигерии Боладжи Бадеджо оказался идеальным актером для роли Чужого: при огромном росте, больше двух метров, он был нечеловечески худым
7 деталей картины «Некроном IV»
1. Голова. Гигер увлекался психоанализом Зигмунда Фрейда, и картины художника, на которых переплетаются мотивы влечения к смерти и жизни, изобилуют фаллическими символами. Ассоциации, которые вызывал персонаж «Некронома IV», показались очень удачными создателям «Чужого», поскольку, по словам сценариста О’Бэннона, в фильме они задумали сыграть на подсознательном страхе аудитории перед изнасилованием.
2. Хвост. Гигер, с детства боявшийся змей, наделил существо на картине хвостом рептилии. А создавая модель костюма Чужого, использовал змеиный позвоночник.
3. Ребра. Тема смерти — сквозная на картинах Гигера, придававшего персонажам сходство с человеческими останками. Художник вспоминал, как в шестилетнем возрасте преодолевал страх, играя с настоящим человеческим черепом, который подарил ему отец. А работая над образом Чужого, Гигер создал модель из пластилина и костей, в том числе человеческих.
4. Руки. Самая антропоморфная часть существа на картине. Искажение человеческого облика вызывает тревогу и отвращение, поэтому смешение гуманоидных черт с негуманоидными в облике существа выглядит пугающе. В фильме Чужого играл человек, облаченный в костюм монстра с аниматронными элементами.
5. Глаза. Напоминают фасеточные глаза насекомых, однако при создании Чужого решили сделать «лицо» еще более отличающимся от человеческого. Глаза убрали, как у похожего существа на картине «Некроном V», чтобы непонятно было, как неведомая тварь видит жертву, и создавалось еще более жуткое впечатление.
6. Панцирь. Некоторое сходство существа с насекомым понравилось Ридли Скотту, поэтому и оболочка Чужого местами напоминает хитиновый покров. Жизненный цикл инопланетян похож на таковой у ос-наездников, откладывающих яйца в других насекомых.
7. Шланги. Гигер называл своих персонажей биомеханоидами. Куратор выставок художника Андреас Хирш считает, что соединение живой плоти и искусственных элементов на картинах Гигера отражает страх человечества перед технологическим прогрессом. Создавая модель для костюма Чужого, художник использовал шланги от «роллс-ройса».
ХУДОЖНИК
Ханс Рудольф Гигер
1940 — родился в Куре, Швейцария, в семье аптекаря.
1962–1966 — изучал интерьерный и индустриальный дизайн в Школе прикладных искусств в Цюрихе.
1968 — создал первые костюмы для фильма: панцири для проекта «Сделано в Швейцарии».
1975 — пережил самоубийство возлюбленной, актрисы Ли Тоблер.
1976 — работал над фильмом «Дюна» режиссера Алехандро Ходоровски, но проект не завершили.
1977 — выпустил альбом «Некрономикон».
1978–1979 — работал над фильмом «Чужой».
1979–1981 — был женат на своей ассистентке Мии Бонцаниго.
1985 — издал альбом «Некрономикон II».
1998 — открыл Музей Гигера в замке Сен-Жермен в Грюйере, Швейцария.
2005 — женился на Кармен Марии Шайфеле, директоре Музея Гигера.
2014 — умер в больнице Цюриха от последствий падения на лестнице. Похоронен в Грюйере.
Фото: DIOMEDIA (X2), © MIKE SIBTHORP, © MATTHIAS BELZ
Материал опубликован в ноябре 2018, частично обновлен в октябре 2024