Процесс реконструкции некогда пришедших в упадок городских районов — все чаще на первых полосах газет и обложках журналов. Искусство вдохнуть жизнь в промышленные зоны и кварталы-гетто за счет привлечения в такие места инвестиций, а вслед за ними и более состоятельных жителей стало одним из главных трендов урбанизации. Один из самых успешных примеров джентрификации — Уильямсберг в нью-йоркском боро Бруклин.
Но Уильямсберг не единственный, хотя и один из самых ярких, пример успешной джентрификации. «Вокруг света» рассказывает еще о пяти кварталах со всего мира, которые пережили или переживают возрождение.
Вудсток (Кейптаун, ЮАР)
Еще несколько лет назад вы бы вряд ли отважились поехать в пригород Кейптауна Вудсток — удаленный от центра не самый безопасный район славился разве тем, что путешественник вполне мог вернуться оттуда без кошелька.
Все изменилось в 2000-е.
Во-первых, в Вудстоке появился торговый центр The Old Biscuit Mill : в возведенном в конце XIX века комплексе кирпичных зданий действительно долгое время была мельница, и тут производили печенье, но в тяжелый для экономики ЮАР период завод закрыли, а уже в веке XXI комплекс переделали под офисы, кафе и дизайнерские магазинчики. Пространства облюбовала молодежь, и сегодня «Старая мельница» — один из обязательных пунктов в любом туристическом маршруте.
Во-вторых, неподалеку от Вудстока, в районе доков и побережья, также вовсю запущен процесс джентрификации. Чего стоит одно только здание открывшегося в 2017-м первого в Африке музея современного искусства Zeitz Museum of Contemporary Art from Africa (MOCAA) . Внушительное зернохранилище, построенное в 1921 году и бывшее в прошлом самым высоким строением города, уже окрестили африканской галереей Тейт.
Вилья-Креспо (Буэнос-Айрес, Аргентина)
Расположенный фактически в сердце столицы Аргентины район Вилья-Креспо вырос вокруг основанной тут в 1888 году обувной фабрики и поначалу назывался иначе — Сан-Бернардо.
Район был населен преимущественно бедными евреями, которые долгое время практически не покидали его, так что со временем Вилья-Креспо превратился в своеобразное гетто. Перемены пришли в 1980-х, когда в районе появился первый крупный торговый центр и вокруг него образовался торгово-офисный хаб. Сегодня Вилья-Креспо — уютный район в центре с элитным жильем, чистыми безопасными улицами и кучей заведений и магазинов на любой вкус.
Ла-Рома (Мехико, Мексика)
Колония Рома, она же Ла-Рома или просто Рома, расположена к западу от исторического центра Мехико, и официально разделена улицей Коауила на два района — Рома-Норте и Рома-Сур.
Одно из самых разрушительных землетрясений в истории Америки магнитудой 8,1 баллов по шкале Рихтера 1985 года пришлось в основном на центральные и северные районы Мехико, в том числе и на Рому, где жили небогатые люди и было сосредоточено много промышленных предприятий. Следы той катастрофы можно увидеть на улицах Ромы и по сей день.
Тем не менее район смог отправиться от потрясения. Сегодня он активно застраивается, здесь практически еженедельно открываются новые интересные места: кафе и рестораны, галереи и театры, бутики и ремесленные мастерские.
Флорентин (Тель-Авив, Израиль)
Двадцать минут пешком на юг от центра города — и вы во Флорентине, ярком, молодежном, не умолкающем ни днем ни ночью районе Тель-Авива.
У квартала греческие корни: после Первой мировой войны район наводнили тысячи мигрантов из Греции и Турции. В 1933 году муниципалитет Яффо одобрил план развития здесь легкой промышленности, так что узкие улицы Флорентина быстро превратились в торговые ряды. Затем сюда потянулась богема, у которой попросту не было денег на жизнь в центральных кварталах Тель-Авива. С молодежью и творческой тусовкой в Флорентин пришла ночная жизнь. Сегодня это район баров, ресторанов, вечеринок, бесконечных магазинов и мастерских. Жить здесь по-прежнему дешево, но квартал развивается так быстро, что старожилы уверены: еще несколько лет — и цены на недвижимость в модном Флорентине взлетят до небес.
Морария (Лиссабон, Португалия)
В последнее время Лиссабон весьма популярен у туристов , порой даже кажется, что слишком. Тем не менее тут есть места, точнее районы, в которые праздные гуляки забредают не так уж часто, предпочитая им разрекламированные в проспектах Альфаму и Байшу. Один из таких кварталов — Морария.
Так исторически сложилось, что расположенная чуть в стороне от проторенных туристических троп Морария стал тихой гаванью для простых лиссабонцев. Сегодня это хотя и центральный, но обычный жилой квартал города, поэтому рестораны, бары и магазины здесь работают «для своих». В Морарии нет крупных музеев, торговых центров или мишленовских ресторанов, так что именно сюда стоит отправляться за аутентичным и очень фотогеничным Лиссабоном: со стен на вас будут смотреть персонажи граффити, с балконов — свисать белье, а из окон — доноситься запах жарящейся рыбы.
Впрочем, чтобы увидеть все это, стоит поспешить: еще в начале 2010-х мэрия Лиссабона приняла программу обновления Морарии, в районе начали реставрировать улицы и дома, властями выделяются значительные средства для открытия новых кафе и ресторанов.
Фото: Paulo Valdivieso / Flickr (в анонсе), Caro / Muhs / Legion-Media, Jeff Greenberg / Contributor / Getty Images (x2), Angela / Flickr, Wikimedia Commons, Rafael Ben-Ari / Chameleons Eye / Legion-Media