Поныть о том, как растут цены на машины даже на вторичном рынке, не говоря уже о салонах, — для автолюбителей дело привычное. А еще дорожает топливо, необходимо раз в год раскошеливаться на ОСАГО, а если машина в кредите — то и на КАСКО. Обязательное ТО, запчасти, транспортный налог, платные автодороги, плановая замена расходников — вы и сами прекрасно знаете, как дорого нынче содержать автомобиль. Между тем в некоторых уголках мира цена владения этим уже привычным для нас средством передвижения столь заоблачна, а условия, которые необходимо соблюсти для его содержания, настолько жесткие, что российские реалии покажутся вам райскими.
Сингапур
Эта страна, вне всякого сомнения, держит пальму первенства по части всевозможных сложностей для автомобилистов. На самом деле не только для них: здесь и квартиру купить и даже снять нелегко, и вообще, миллион разнообразных запретов — во многом из-за крошечной площади города-государства.
Так, местные власти воюют с заторами весьма оригинальными способами, в том числе взвинчивая цены на автомобили. Какая-нибудь «Королла» здесь вполне может стоить около 5 миллионов рублей в пересчете на наши деньги, а средней руки корейский внедорожник по стоимости будет сравним с премиальными европейскими автомобилями.
Все потому, что к базовой цене машины добавляется масса местных обязательных пошлин. Но это еще не все. Право владеть автомобилем и пользоваться им нужно приобрести отдельно, а это еще миллиона полтора (опять же считая в рублях по актуальному курсу).
Более того, абы кому права не дадут: за них нужно поспорить с другими потенциальными водителями на специальном аукционе, потом пройти дорогущее обучение и сдать сложный экзамен. Все потому, что на количество новеньких ВУ в Сингапуре действует ежемесячная государственная квота — ни одной карточкой больше никто не получит ни при каких условиях!
При этом, чтобы вашу кандидатуру рассмотрели, автомобиль уже должен быть в собственности. Вишенка на торте — экологический сбор и дорожный налог, но это уже ерунда, какая-нибудь сотня тысяч рублей в год. Ничего удивительного, что местные предпочитают такси или маршрутки либо двухколесный транспорт.
Куба
Если у жителей Сингапура хотя бы зарплаты высоки даже по общемировым меркам, то кубинцы похвастаться столь внушительным благосостоянием никак не могут. При этом новые автомобили на Острове свободы стоят заоблачно дорого, по меньшей мере в два раза дороже, чем аналогичные модели на российском рынке. Средняя же заработная плата здесь — меньше ста долларов.
Получается, что даже авто суперэкономкласса купить нереально, по крайней мере легально. Неудивительно, что в стране, по сути, нет ни одного авторизованного дилерского центра.
Другой вопрос, что Куба стоит на пороге глобальных перемен, и в обществе наблюдается отчетливое расслоение. То есть в центре Гаваны вы можете встретить машину премиум-класса, но подавляющее большинство местных сдувают пылинки с советских ВАЗов 1970-х годов и старых американских авто.
Впрочем, даже видавшая виды «Нива» в хорошем состоянии тут может стоить пару миллионов рублей. А объявления о продаже машинок 1950–1960-х годов выпуска — отнюдь не редкая находка для коллекционера, а повсеместно распространенная практика.
Северная Корея
КНДР остается одним из самых закрытых государств мира, и автомобиль здесь — конечно же, вещь не для простых смертных. Более того, хотя личный автотранспорт есть только у партийной верхушки и у особо отличившихся граждан, топлива все равно не хватает на всех, потому местные допотопные двигатели, скроенные еще по советским лекалам, способны работать чуть ли не на дровах или угле.
Запчастей не найти днем с огнем — их в Северную Корею не ввозят уже лет двадцать. Новые автомобили, даже самого ужасного качества, в стране практически не собираются, и вообще на рынке наблюдается парадоксальная ситуация: подержанные авто стоят дороже, чем машины без пробега.
Чтобы купить машину в КНДР, нужно получить специальную государственную квоту. В настоящее время известно о четырех автомобильных заводах, которые работают в стране, и все вместе они могут выпускать более 30 тысяч легковушек в год.
Что касается импорта, то в Северной Корее немало наших автомобилей, в основном, это продукция ВАЗ — Lada 4×4 и даже «Приора», которые используются в основном для нужд государственных структур. Впрочем, наиболее востребованными остаются внедорожники, а также грузовики, причем сборка собственных грузовых автомобилей в КНДР также началась благодаря нашим разработкам.
Несмотря на незагруженные дороги, получить водительские права в Северной Корее нелегко: для поступления в автошколу нужны рекомендации от начальства, а сама подготовка длится до полугода, причем учат не только вождению, но и обслуживанию и ремонту машины в любых условиях.
Существует четыре категории прав, и для получения каждой последующей нужно сдать экзамен после нескольких лет практики на предыдущем уровне. Самое интересное, что категория для управления легковым авто считается самой сложной! Впрочем, оно и понятно: в основном такими машинами пользуются привилегированные персоны, а жизнь партийного руководителя можно доверить только самому опытному шоферу.
Индонезия
Индонезия отличается чрезвычайно высокой плотностью населения при относительно небольшой территории и потому всегда задыхается в пробках, а ее динамично развивающаяся экономика — совсем не помеха постоянному повышению таможенных пошлин на ввозимые из-за границы транспортные средства. Что любопытно, на налогообложение влияет не только страна происхождения автомобиля, но и форма его кузова!
Например, любой седан считается роскошью, и к его немалой цене, и так уже составленной из множества слагаемых, добавляется еще до 30–40%. Наценка на хетчбэки и кроссоверы поменьше — от 10 до 20%. Словом, хочешь «лишние сантиметры» — плати. Но и без этих начислений в какую машину ни ткни — она будет стоить космически дорого, по крайней мере по сравнению с аналогами на рынках Европы и США и с учетом местных зарплат. Та же «Королла» в базовой комплектации обойдется в 2,5–3 миллиона рублей по актуальному курсу — в два-три раза дороже, чем, например, в России.
Похожая ситуация наблюдается и в соседней с Индонезией Малайзии, где помимо прочего есть еще и акцизный сбор, зависящий от объема двигателя. В некоторых случаях он удваивает стоимость авто.
Япония
В Стране восходящего солнца покупка автомобиля также превращается в увлекательный квест. Вы не можете просто пойти и взять понравившуюся модель. Сначала придется позаботиться о сопутствующих нуждах. Например, о личном парковочном месте рядом с вашим местом жительства, и, поверьте, цена этого самого места будет сопоставима с ценой однокомнатной квартиры. Можно, конечно, арендовать его, как и жилплощадь. Вот только парковки бывают разные, и если на вашем пятачке с трудом помещается хетчбэк, а вы хотите массивный внедорожник, в полиции вас разочаруют. Зато около каждого личного парковочного места есть табличка с именем владельца, и никому не придет в голову парковаться там, где не следует, — это чревато проблемами с законом.
В провинции все несколько проще, но в Токио платить нужно даже за муниципальную парковку. Крайне дорого и все остальное: обязательная страховка (примерно 30 000 рублей), дополнительная, транспортный налог (около 40 000 в пересчете на рубли), обязательный техосмотр, здорово дорожающий с возрастом машины. Вот почему старых авто на японских улицах почти нет, разве у каких-нибудь эстетов-коллекционеров.
Так что в Японии добраться куда бы то ни было куда проще и быстрее на общественном транспорте, который в стране развит и работает точнее швейцарских часов.
Фото: VW Pics / Contributor / Getty Images, Roberto Machado Noa / Contributor / Getty Images, SOPA Images / Contributor / Getty Images, @ Didier Marti / Getty Images, Carlos Alkmin / Getty Images
Материал опубликован в ноябре 2018