Дела давно минувших дней
Первая страница истории УАЗа была написана в 1941 году. Как известно, многие автомобильные предприятия в Великую Отечественную войну занимались отнюдь не автомобилями. Так что, когда часть мощностей столичного автозавода имени Сталина была эвакуирована в Ульяновск, первой продукцией предприятия на новом месте стали авиационные бомбы. Но уже к первой военной весне цеха были восстановлены, и с конвейера сошли пять первых машин ЗИС-5В. Это был грузовик для нужд армии, который мог перевозить до трех тонн груза и разгоняться до 60 километров в час, но при этом имел легкую деревянную кабину. ЗИС-5В не был самостоятельной разработкой и выпускался еще до войны, но все же это было начало.
Коллектив завода тем временем рос, и на окраине Ульяновска для предприятия было дополнительно выделено почти двадцать гектаров земли. Позже это место станет новым и самым крупным районом города — Засвияжским, а первая улица района получит название Автозаводская.
Представьте себе объемы производства, если первая модель ГАЗ-АА, например, была выпущена осенью 1947 года, а уже в марте 1949-го с конвейера сошел десятитысячный автомобиль!
Работали в две смены и собирали порой до 140 единиц техники в сутки. Конструкторский отдел был создан на заводе лишь в 1954 году. Не сразу, но постепенно молодые специалисты начали разрабатывать свои самостоятельные проекты для семейства УАЗ. Тогда-то и был проложен основной курс производства — малотоннажные автомобили с повышенной проходимостью: грузовые автобусы, легковые автомобили, санитарные, фургоны и так далее.
«Козлики», «буханки», «таблетки»
В 1955 году на заводе начали собирать прежде производившиеся в Горьком ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, и одно время эти транспортные средства были основной продукцией предприятия. Но уже к середине 1960-х рабочие и конструкторы сосредоточились на новых моделях.
УАЗ
Сначала появилось семейство УАЗ-452, предназначенное в основном для езды по асфальтовым дорогам. Это были, в первую очередь, знаменитые «буханки» и «таблетки», а уже чуть позже появился УАЗ-469, который в народе прозвали «бобиком» и «козликом». Мы все его отлично знаем: темно-зеленого, грязно-болотного цвета, с двигателем мощностью сначала 75, затем 77, затем 80 лошадиных сил. Самые первые модификации разгонялись до ста километров в час, и вообще машина считалась неубиваемой.
Покоритель гор и пустынь
В 1970-е годы УАЗ-469 экспортировался в 70 стран мира на всех континентах, кроме Австралии. Параллельно проводились разные экстремальные испытания машины. Так, три совершенно стандартных 469-х без лебедок и даже без противобуксовочных цепей поднялись на Эльбрус до самого ледника, то есть на высоту около 4 тысяч метров!
В 1975 году ульяновский внедорожник испытывали в пробеге по Сахаре, а еще четырьмя годами позже — по пустыне Каракумы. Машина справилась с задачей превосходно, причем подъем длился менее 40 минут!
Как это почти всегда бывает в нашей стране, главное предприятие обеспечивало городскую жизнь: Ульяновск постепенно превращался в промышленный и культурный центр. Новые дома, школы, больницы, учреждения культуры — все это появлялось буквально на глазах. А инженеры тем временем придумывали для УАЗа новые приключения. Например, тестировали 469-й на Крайнем Севере, предварительно позаботившись о дополнительном отоплении, двойных стеклах и усиленной теплоизоляции пола, крыши и боковин внедорожника. Испытания проходили близ Оймякона, который многие из нас со школьных уроков географии помнят как одно из самых холодных мест нашей Родины. При −60 °C УАЗ бегал по бездорожью как миленький, а в салоне при этом было +30 °C, что было особенно важно, потому что модель использовалась как санитарная машина.
УАЗ заслужил одобрение и в горах Непала, и на сахарных плантациях Кубы, а после трансафриканского пробега на машину обратили внимание в Италии и начали возить на УАЗах туристов на вулканы Везувий и Этна. Дружба с итальянцами вылилась еще и в совместно разработанную модель УАЗ «Марторелли», которую делают по спецзаказу. А китайские инженеры и вовсе скопировали свой внедорожник «Бейцзинь 212» с наших ГАЗ-69 и УАЗ-469. От одного взяли ходовую часть, от другого — элементы кузова.
Новые идеи
Одна из самых выдающихся разработок УАЗа — уникальный водоплавающий УАЗ «Ягуар», которому до сих пор нет аналогов в мире.
Автомобиль-амфибию начали конструировать для нужд армии еще в 1977 году, а выпустили в начале 1980-х. В автомобиле установили гребные винты, с помощью которых он мог развивать на воде скорость до 10 километров в час. При этом в плавающую машину помещалось целое подразделение из семи человек в полной боевой экипировке. Машину тестировали в разных условиях: в горах, в арктической зоне, в жарком климате. Апофеозом стал заплыв УАЗа по Волге от Ульяновска до Астрахани. Вспоминают, что вид машины, спокойно плывущей по реке, вызывал шок у туристов, созерцавших местные красоты с палуб прогулочных теплоходов.
А что на эмблеме?
Интересна и история логотипа УАЗа. Сначала, как известно, был нарисован круг с крыльями и аббревиатурой. Эмблема была раскрашена в красный, желтый и синий цвета. Какая-то часть машин обзавелась этим символом, но потом от него отказались из-за трудоемкости производства.
Предлагались другие эскизы, среди которых были голова лося, символизирующего высокую проходимость, маяк и даже актуальный для тех лет профиль Ленина. В итоге художник решил соединить в логотипе стилизованную букву У, узнаваемый образ трехлучевой звезды «Мерседеса» и V-образное изображение мотора. В итоге получилась «чайка», или, вернее, «ласточка», вписанная в круг. За 50 лет фирменный знак изменился лишь немного: надпись «УАЗ» под логотипом стала зеленой, буквы и сам символ чуть-чуть поменяли форму.
Новый поворот
Двухтысячные в истории УАЗа примечательны прежде всего полноприводными моделями «Хантер» и «Патриот», предназначенными для езды по любым дорогам, а также по пресеченной местности.
«Патриот» стал значительно комфортнее и «интернациональнее» своих предшественников благодаря итальянскому гидроусилителю руля, немецким тормозам, корейской коробке передач и британскому кондиционеру. С недавних пор «Патриот» выпускается и в версии с автоматической коробкой передач.
Хобби разные нужны
Понятное дело, что человек едва ли станет покупать себе УАЗ для банальной езды по городу. У любителей этой марки и вообще поклонников внедорожников есть свои специфические развлечения. Автопутешествия в затерянные уголки страны и мира — само собой. А есть еще так называемые трофи-рейды — это, по сути, вид спорта, смысл которого заключается в перемещении автомобилей из точки А в точку Б по бездорожью за определенный промежуток времени. Соревнования различаются по классам. Для самого базового автомобиль даже не надо дорабатывать, а все, что выше, — серьезнее и стоит немалых денег. Однако есть люди, которым такой отдых и даже такой отпуск доставляет истинное удовольствие. УАЗы весьма популярны у любителей трофи-рейдов.
Старый добрый УАЗ оставил свой след и в отечественной массовой культуре. Так, бездорожье можно покорять в виртуальном пространстве — в компьютерной игре «Полный привод 4×4». Там можно штурмовать броды, соревноваться в трофи-рейдах и изучать почти весь УАЗовский модельный ряд. Кроме того, существует сборник из двадцати рассказов и художественный фильм «Попутчик», посвященные УАЗу. Повествование ведется от лица главного героя по имени Егор. Он едет себе через всю Россию, подбирает попутчиков, слушает их истории и видит в них отражение своей собственной судьбы. И судьбы своей страны.
Фото: Wikimedia Commons (x4), Avalon / Contributor / Getty Images, Rutger van der Maar / Flickr (x2), @ Didier Marti / Getty Images, Andrew Peacock / Getty Images, Eugene Sergeev / Alamy, Konstantin Shishkin / Alamy, Tony Wheeler / Getty Images