Vokrugsveta.ru рассказывает о выдающих операторах, без вклада которых многие известные фильмы выглядели бы совсем иначе.
Георгий Рерберг
Главные работы: «Зеркало», «Первый учитель», «Мелодии белой ночи»
Отечественного оператора, чей образ запомнился тем, что он никогда не выпускал изо рта сигарету, любили и ненавидели, ругали и хвалили, при этом признавали: Рерберг — гений.
Родившегося в семье художника и виолончелистки Георгия с детства окружали музыкальные и художественные образы, что впоследствии отразилось в его творчестве. Пытливый ум Рерберга, жадный не только до изображения, но и до сценарной, режиссерской работы, часто становился причиной конфликтов на съемочной площадке. Так, Андрей Тарковский, с которым они работали над фильмом «Зеркало», в какой-то момент просто отстранил Рерберга от съемок картины «Сталкер» из-за неразрешимых противоречий. Рерберг настаивал: сценарий надо переписать, из-за него сыпется вся лента. Тарковский упирался. Пути мастеров разошлись.
Зато картина «Зеркало» (1975) получилась уникальным свидетельством сотрудничества двух гениев: фильм о детстве, любви, сильнейших чувствах не получил бы всемирной славы, если бы не работа Рерберга. Удивительные сочетания света и тени, тончайшие портреты в духе эпохи Возрождения, аккуратная работа камеры, скользящей и деликатно улавливающей мелочи, внимание к деталям, природе — все это работа оператора.
Стоит упомянуть и другие работы Рерберга: «Первый учитель», «История Аси Клячиной» и «Дядя Ваня» Андрона Михалкова-Кончаловского, «Мелодии белой ночи» Сергея Соловьева, документальные ленты «Лосев» Виктора Косаковского и «Беседы с Мравинским».
Свен Нюквист
Главные работы: «Почтальон всегда звонит дважды», «Жертвоприношение», «Неспящие в Сиэтле», «Персона»
Шведский кинооператор, обладатель двух «Оскаров» Свен Нюквист наиболее известен фильмами, которые он сделал с Ингмаром Бергманом. В целом же автор более ста двадцати картин, он успел поработать с Андреем Тарковским, Вуди Алленом, Романом Полански, Луи Малем, снял всемирно известные «Почтальон всегда звонит дважды», «Неспящие в Сиэтле», «Чаплин».
Монументальность, хрупкость и ранимость — эти чувства с помощью камеры передает Свен Нюквист в фильме «Жертвоприношение» (1986) Андрея Тарковского. Картина, которую режиссер и оператор написали под музыку Баха словно на холсте, была удостоена Гран-при Каннского кинофестиваля.
Свен Нюквист, как и Георгий Рерберг (они, кстати, были знакомы), очень любил снимать портреты с малейшими эмоциональными изменениями, движением света, отражающем внутреннее состояние героя. В таких тонких психологических фильмах, как «Персона» (1966) и «Молчание» (1963) Бергмана, Нюквист улавливает даже микродвижения мышц на лицах актеров. Эти образы навсегда врезаются в память зрителя.
Также оператор замечательно работал с цветом в картинах «Шепоты и крики» (1972), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1982). Первый фильм — лента о медленном угасании, гневе и ярости, где преобладает красный. Второй — о взаимоотношениях матери и дочери, постепенном отдалении. Цвета этой картины — вся палитра осени: увядающий зеленый и темно-желтый, передающие постепенное охлаждение от сцены к сцене. А третий — о мире детства и первых настоящих переживаниях. Здесь оператор делал акцент на теплой цветовой гамме, что располагает зрителя, да и сам фильм становится как будто про каждого из нас.
Витторио Стораро
Главные работы: «Апокалипсис сегодня», «Последнее танго в Париже», «Последний император»
Трехкратный обладатель премии «Оскар» Витторио Стораро — настоящий живописец. Он успел поработать как в родной Италии и других странах Европы, так и в США, где снял «Апокалипсис сегодня» режиссера «новой американской волны» Френсиса Форда Копполы. За этот фильм Стораро получил свой первый «Оскар».
Также он сделал восемь фильмов с Бернардо Бертолуччи, в том числе «Конформиста» с блестящими мизансценами и композициями кадра, скандальный и напряженный «Последнее танго в Париже», пятичасовой «Двадцатый век» и «Последний император» — ленту о правящей семье китайских императоров (и здесь он вновь взял самую известную в кинематографическом мире статуэтку).
«Кино — оркестровая партия, сыгранная солистами», — как-то заметил Стораро. Если хотите узнать обо всех нюансах работы мастера, посмотрите документальный фильм «Живопись светом: Витторио Стораро» (1992). В нем оператор лично рассказывает о поисках себя, творческом методе и принципах работы со светом — основным звеном операторского искусства.
Достижение Стораро в том, что он добавил к свету движение, по-настоящему осознал ценность и уникальность кинематографии, выразил идеи и чувства языком визуальных образов. Когда смотришь фильмы, снятые Витторио Стораро, учишься читать на языке света, тени и контраста, понимать настоящее кино и сложность, филигранность операторского искусства.
Асакадзу Накаи
Главные работы: «Семь самураев», «Рай и ад», «Конец лета»
Перенесемся в Страну восходящего солнца. В Японии одним из лучших операторов стал Асакадзу Накаи, дебютировавший в 1933 году. Ему довелось поработать с крупнейшими мастерами японского кино: Ясудзиру Одзу, Акирой Куросавой, Микио Нарусэ, — и заслужить мировую славу.
Узнаваемый стиль Накаи — низко летящая камера, выразительные общие планы, необычное движение. Самые знаменитые фильмы, которые снял оператор, — это «Жить» (1952) и «Семь самураев» (1954), «Трон в крови» (1957), «Рай и ад» (1963) Акиры Куросавы, «Конец лета» (1961) Ясудзиро Одзу.
В способе съемки Накаи есть что-то неуловимое, но мощное, создающее картину бытия. Обязательно обратите внимание на фильм «Рай и ад» — это настоящая жемчужина детективного жанра. Лента захватывает с первой секунды, а почти документальная камера следит за острыми переживаниями героев: у богатого дельца похитили сына с целью выкупа. Оказывается, что грабители допустили ошибку и взяли в заложники сына водителя бизнесмена.
Драматургия увлекает, а работа оператора будто погружает нас в мир преступников, богачей, полиции, проституции, наркомании — фильм становится все темнее, летняя духота и смрад передаются зрителю, который начинает сопереживать героям все сильней. Реалистичность и психологизм, которые улавливает «киноглаз» Накаи, напряжение внутри кадра, захватывающее зрителя. Все это заслуги оператора.
Эммануэль Любецки
Главные работы: «Гравитация», «Бёрдмэн», «Выживший»
Этот мексиканский оператор уже вписал свое имя в историю мирового кино. Эммануэль Любецки получал «Оскары», статуэтку за статуэткой, три года подряд: в 2014-м за фильм «Гравитация» Альфонсо Куарона, в 2015-м за «Бёрдмэна», а в 2016-м за нашумевшего «Выжившего» (оба режиссировал Алехандро Гонсалес Иньярриту), — такого триумфа прежде не удостаивался ни один оператор.
Любецки родился в Мексике в еврейской семье отца-психоаналитика и матери-кинопродюсера. Безусловно, это повлияло на выбор профессии Эммануэля. Уже в 19 лет он стал работать на телевидении и искать свой творческий метод. Его первый большой и получивший всемирную известность фильм — «Маленькая принцесса», он был снят с режиссером Альфонсо Куароном в 1995 году.
Свободная манера съемки, смелые мизансценические решения, работа с естественным освещением, внутрикадровый монтаж, длинные планы — это отличительные черты метода Любецки. Так, благодаря этой манере масштабный фильм «Бёрдмэн» удалось снять меньше, чем за месяц, а смонтировать — всего за две недели.
Фото: United Archives / Legion Media, Courtesy Everett Collection / Legion-Media, Wikimedia Commons (x2), Sean Gallup / Contributor / Getty Images, C Flanigan / Contributor / Getty Images
Материал опубликован в декабре 2018, частично обновлен в декабре 2023