Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

Психологический эффект от восприятия этого шедевра сокрушителен. Это единственная в истории русской живописи картина, которую дважды атаковали вандалы в музее

Обсудить

В 1913 году молодой иконописец-старообрядец Абрам Балашов порезал полотно Ильи Репина тремя ударами ножа, повредив лица героев. По слухам, хранитель Третьяковской галереи художник Георгий Хруслов покончил с собой, бросившись под поезд, когда узнал о порче картины.

Второй раз на шедевр напали в мае 2018 года: 37-летний безработный Игорь Подпорин схватил металлическую стойку ограждения и несколько раз ударил ею по холсту. Вандала арестовали. Экспертиза признала Подпорина вменяемым, а в 2019 году его приговорили к тюремному заключению на 2,5 года, засчитав в этот срок время, проведенное в СИЗО. На свободу вандал вышел в 2020-м.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»
Источник:

akg-images via Legion Media

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (чаще ее называют «Иван Грозный убивает своего сына»)
Холст, масло 199,5×254 см
1883–1885
16 декабря 2024 года картина вернулась в экспозицию Третьяковской галереи после реставрации и изготовления для нее специальной антивандальной капсулы

История создания картины

У самого Репина полотно на кровавый сюжет вызывало сильные эмоции еще в процессе работы. «Мне минутами становилось страшно, — вспоминал художник. — Я отворачивался от этой картины, прятал ее». Такое же впечатление производил шедевр и на его друзей.

Репин сознательно создал полотно, разительно отличающееся от картин предшественников, Вячеслава Шварца, Николая Шустова и Ивана Пелевина, на сходный сюжет. У них царевич лежит на смертном одре, а рядом сидит скорбящий Иван Грозный. Репин же выбрал наиболее драматичный момент — когда царя осенило, что он натворил, — и создал эмоциональное полотно, полное сильной, пожалуй, деструктивной энергии.

Картина постепенно обросла мрачными легендами: судьбы людей, позировавших Репину для нее, сложились несчастливо, и пошли разговоры о проклятии шедевра. Однако большинство приемов, которыми Репин добился того, что от полотна веет ужасом, вполне можно разгадать.

9 деталей картины Репина Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

1. Посох. Версия, что причиной смерти царевича стал удар посохом, который в ссоре нанес ему отец, была в разных вариантах пересказана иностранцами, жившими на Руси при Иване Грозном, и некоторыми летописцами. В XIX веке этот сюжет в изложении историка Николая Карамзина стал очень известным. Репин сделал орудие убийства главной деталью на переднем плане картины, поместив почти вплотную к краю.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

2. Кровь на виске. Это почти центр картины. Крупное красное пятно, бешеные глаза царя, его костлявая ладонь и угасающий взгляд царевича сразу приковывают внимание зрителя. Недаром именно на них в начале ХХ века с неистовым воплем бросился Балашов, крича: «Довольно смертей, довольно крови!»

3. Глаза царя. Подготовительные этюды со спокойными лицами натурщиков сохранились, и по этим наброскам видно, как много художник в итоге изменил. Он акцентировал мимику царя и его скулы, сделал морщины глубже. Широко распахнутые глаза с кровавыми прожилками стали по-настоящему страшными.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

4. Наряд царевича. Розовый — самый нежный оттенок на полотне и самое яркое пятно. Светлая одежда в центре картины приковывает внимание и создает контраст между фигурой жертвы и агрессивным окружением красного цвета, а также черной одеждой убийцы.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»
Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

5. Пятно. Взгляд, следуя от рукояти посоха до его острия, останавливается на луже крови. Эксперты-криминалисты полагают, что, учитывая позы персонажей и характер раны, пятна на этом месте быть не могло. Однако Репин поместил его именно здесь, в большом пространстве, которое нельзя оставлять пустым.

6. Ковры. Судя по геометрическим узорам, это ковры из Дербента, Армении и Карабаха. А в царском дворце, скорее всего, лежали персидские или турецкие, роскошнее и дороже, с мелким цветочным рисунком и более нежных оттенков. Репину, однако, требовались агрессивная расцветка и резкие углы орнаментов.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

7. Тафья. Упавшая шапочка царя подчеркивает беспорядок после ссоры и заставляет перевести взгляд обратно на непокрытую голову Ивана Грозного и рассмотреть его вставшие дыбом волосы.

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»

8. Царевич. Этюды головы умирающего наследника престола Репин писал с литератора Всеволода Гаршина и художника Владимира Менка. Гаршин страдал нервным расстройством и через три года покончил с собой, кинувшись в лестничный пролет. У Менка были проблемы со зрением, ослепший на один глаз, он всю жизнь боролся за спасение зрения на втором.

9. Иван Грозный. «В роли» царя позировал художник Григорий Мясоедов, чьей жизненной трагедией стали отношения с собственным сыном, которого, как и царевича, звали Иваном. Отец и сын ненавидели друг друга. Другим натурщиком Репина был композитор Павел Бларамберг — кажется, только его обошло «проклятье» картины.

ХУДОЖНИК
Илья Репин

Настоящая кровь: история создания и 9 интересных деталей картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван…»
Источник:

DIOMEDIA

1844 — родился в Чугуеве, в Харьковской губернии, в небогатой казачьей семье.
1855 — начал учиться на топографа, позже попал в кочевую артель иконописцев.
1863 — вдохновившись успехом Ивана Крамского, отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
1878 — вступил в Товарищество передвижных выставок.
1878–1891 — работал над картиной «Запорожцы».
1879 — написал картину «Царевна Софья Алексеевна…».
1900 — переехал в усадьбу «Пенаты» в финском поселке Куоккала.
1918 — после обретения Финляндией независимости случайно оказался эмигрантом. Начал писать мемуары.
1930 — умер в своей усадьбе, там же и был похоронен.

Материал опубликован в феврале 2019, частично обновлен в декабре 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения