Раскраска самолета, иначе называемая ливреей, стала сегодня такой же неотъемлемой частью образа воздушного судна и, шире, воздушного путешествия, как крылья, небо с облаками, пилоты и стюардессы. Особенно увлеченные люди яростно спорят в интернете о том, какому типу самолета какая ливрея больше подходит, а авиакомпании не только регулярно их обновляют, но и, услышав возгласы недовольства со стороны пассажиров и блогеров, изменяют окраску своего парка. Vokrugsveta.ru рассказывает, зачем вообще начали красить пассажирские самолеты и как происходит процесс окраски.
Началось все одновременно с гражданской авиацией в начале XX века. Правда, у первых авиакомпаний вся раскраска (она же цветографическая схема) самолета заключалась в нанесении названия и бортового номера, а иногда некоторых других средств идентификации, чтобы не перепутать самолеты и опознать, чьи обломки лежат на земле, если полет завершился неудачно (что в те годы случалось значительно чаще, чем сегодня). В большей степени это касалось военных самолетов — и наблюдателям на земле, и пилотам тоже было бы неплохо издалека различать «своих» и «чужих». Но это лишь одна из причин.
Зачем вообще красить самолеты
Если фюзеляж и другие внешние элементы самолета сделаны полностью из красивого блестящего (после полировки) алюминия, то и красить его не нужно вовсе, считали лет шестьдесят назад. Некрашеные самолеты — отдельная глава в истории авиационных ливрей. Большинство самолетов примерно до начала шестидесятых годов прошлого века так и выглядели: полированный металл, кое-какие надписи, немного цветных полос и регулярная полировка, чтобы блестело! Заметим, в авиакомпаниях говорили, что краска, нанесенная на самолет, кое-чего да весит, а зачем нам лишняя масса?
И правда. По данным Boeing на начало XXI века, краска, нанесенная ровным слоем на весь корпус Boeing 767-300, весила около 136 кг, в то время как если оставить корпус некрашеным и изобразить на нем только логотип, название и кое-какие небольшие элементы, масса краски составит только около 92 кг. В случае с Boeing 787 Dreamliner, сообщала та же компания уже в 2017 году, для окраски корпуса требовалось уже 360–450 кг краски. Однако если самолет покрасить не полностью, то стоимость обслуживания авиалайнера увеличивается более чем на 130 тыс. долларов в год в сравнении с полностью покрашенным вариантом (снова данные Boeing по состоянию на начало века).
Итак, самолеты лучше красить. Помимо приведенных выше соображений, есть и другие в пользу этого варианта: краска защищает корпус самолета от вредного воздействия окружающей среды, повышает гладкость поверхности, тем самым снижая трение о воздух, и если она светлая, то несколько уменьшает нагрев за счет отражения солнечного света.
Не менее важная причина (а то так все самолеты и летали бы белыми) заключается в том, что, как уже говорилось, раскраска помогает идентифицировать борт. Причем такая идентификация может пригодиться в самых разных случаях. Например, в аэропорту, когда сотрудникам аэропортовых служб, диспетчерам, экипажам и прочим заинтересованным сторонам нужно определить местоположение каждого конкретного авиалайнера.
Главным же адресатом раскраски является сегодня пассажир, а с помощью цветовой схемы, логотипа и других элементов ливреи авиакомпания продвигает свои корпоративные ценности и свой образ. И не только свой: частью в схемы раскраски многих авиакомпаний, являющихся национальными перевозчиками, включены элементы флага, а также герба страны и другие национальные символы. Это можно увидеть на примерах «Аэрофлота», British Airways, El Al и многих других.
В какие цвета красить
Изначально лайнеры красили во что-нибудь светлое, с цветной полосой посередине вдоль корпуса, чтобы образ самолета был динамичнее и иллюминаторы не портили вид, потом еще крупно название авиакомпании и какой-нибудь логотип. Так самолеты выглядели примерно до середины 1960-х. По крайней мере, те из них, которые вообще окрашивали.
Первый серьезный удар по господству голого металла и неброской ливреи нанесла в середине 1960-х авиакомпания из США Braniff International. Это она, желая выделиться на ставшем высоко конкурентным рынке гражданских авиаперевозок в Америке, призвала на помощь рекламное агентство Jack Tinker and Partners, в котором аккаунт-менеджером Braniff стала Мэри Уэллс. Она придумала революционную кампанию «Нет невзрачным самолетам» (The End of Plain Planes), сделав ставку на дизайн.
Уэллс призвала на помощь мексиканского архитектора Александра Джирарда, итальянского модельера Эмилио Пуччи и американку, дизайнера обуви Бет Левайн. Вместе они разработали комплексный подход к визуальному образу Braniff: Джирард придумал окрашивать самолет в один яркий цвет целиком — бежевый, ярко-красный, синий и еще с десяток вариантов, Пуччи и Левайн разработали униформу стюардесс и пилотов, а компания Herman Miller, выпускавшая мебель и ткани, — почти шестьдесят вариантов ярких расцветок материалов для интерьеров авиалайнеров, фирменных лаунджей в аэропортах и офисов авиакомпании. Так в авиацию добавили цвет.
Рекламный ролик кампании «Нет невзрачным самолетам». Обратите внимание на сферический прозрачный головной убор на одной из стюардесс: он назывался RainDome (букв. «дождевой купол») и был призван защитить прическу бортпроводницы от дождя и ветра, если той приходилось оказываться на пути между самолетом и терминалом на открытом воздухе в непогоду
В чем-то схожий подход к окраске самолетов распространился в 1970-е с появлением концепции «Европейский белый» (Eurowhite). В ее рамках самолеты тоже полностью окрашивали в один цвет, но не в веселый лавандовый или шоколадный, а в простой белый. Причины были экономические: белые самолеты легче цветных, они лучше всего отражают свет и, следовательно, меньше нагреваются на солнце, плюс так авиакомпаниям проще передавать друг другу самолеты во временное или постоянное пользование — всего-то и нужно поменять надпись и логотип.
К тому же на белой краске лучше всего видны трещины, сколы, следы утечки жидкостей и прочие дефекты, позволяющие быстрее устранить неисправности. А еще (и снова о грустном) в случае авиакатастрофы белые обломки лучше видны на большинстве типов поверхностей, за исключением снега и льда.
Сегодня самолеты большинства авиакомпаний выглядят именно так: белый фюзеляж с окрашенным брюхом (но не всегда), разноцветный с логотипом киль и название ближе к носу. Скукота! Зато практично и позволяет хоть немного, но сэкономить, что в условиях высочайшей конкуренции на рынке авиаперевозок, роста стоимости топлива и расходов на безопасность приобретает решающее значение.
И как же тогда издалека различить два «евробелых» самолета? По плакатной надписи, конечно, — такой, когда название авиакомпании наносится огромными буквами во всю высоту и длину фюзеляжа самолета каким-нибудь простым шрифтом и ярким цветом. И ничего, что такое решение мало когда признается эстетически привлекательным. Зато нужный самолет видно отовсюду, ведь он практический «кричит» вам свое название.
К счастью, не все авиакомпании принимают такой подход, и сегодня все чаще встречаются яркие и интересно раскрашенный авиалайнеры. Причем речь может идти как о стандартной цветной ливрее, так и о специальных версиях, посвященных тому или иному событию (например, всемирной выставке или крупному спортивному состязанию), о рекламных раскрасках, продвигающих новый фильм, парк развлечений или любой другой товар или услугу (хотя бы и новую модель смартфона) и так далее.
Не все ливреи одинаково полезны
В 1997 году в British Airways решили с помощью ливреи придать образу авиакомпании некоторый флер глобальности и одновременно с обновлением логотипа вместо привычных элементов британского флага нанесли на киль разнообразные этнические узоры: кампанию назвали Utopia и «Образы мира».
Всего было придумано 36 вариантов, представлявших все регионы, куда летали самолеты British Airways, — от Ботсваны до Японии (включая раскраску под хохлому), в том числе английский, шотландский и прочие, соответствующие частям Соединенного Королевства.
И если в мире, по утверждению менеджмента компании, такую перемену восприняли положительно, то сами британцы были не в восторге (в том числе Маргарет Тэтчер, однажды при журналистах прикрывшая на модели самолета этнический хвост салфеткой со словами: «Какой же вы национальный перевозчик, если у вас флага нет?»). Недовольство внутри страны было таким, что спустя всего три года British Airways отказалась от описанного разнообразия и приняла в качестве единственного один из 36 вариантов — с «Юнион Джеком».
По некоторым данным, протест выражали не только пассажиры, но и диспетчеры, которые не могли, глядя на подведомственную территорию с вышки, определить, где чей самолет.
Просчетом British Airways по части оскорбления национальной гордости воспользовался ее главный в то время конкурент — авиакомпания Virgin Atlantic, дополнившая свою ливрею изображениями британского флага сразу в нескольких местах на фюзеляже и крыльях.
Другой авиационный символ своей страны — германская авиакомпания Lufthansa — также столкнулась с трудностями, обновив фирменный стиль и ливрею самолетов в 2018-м: впервые за почти три четверти века она отказалась от желтого цвета, а фирменный синий сделала темнее. И как выяснилось, темнее, чем нужно. На фоне пасмурного неба и в большинстве других реальных ситуациях свежеокрашенные самолеты стали смотреться слишком мрачно, что не преминули заметить и шумно осудить многочисленные критики в медиа.
Lufthansa была вынуждена выступить с заявлением, в котором признала, что на практике синий цвет выглядит значительно более темным, чем «в тестовой среде», и поэтому ливрея будет оптимизирована. Изменение дизайна, добавили в компании, — это динамический процесс, и «для нас важно, чтобы новый дизайн хорошо смотрелся в любых условиях, <…> поэтому мы будем продолжать собирать отклики и вносить изменения».
Как красят самолеты
В несколько этапов. В наиболее распространенном случае, когда с самолета смывают старую краску и наносят новую, действуют так: самолет помещают в ангар, где с него счищают старую краску. Это можно делать одним из двух способов (или обоими): с помощью пескоструйной обработки или специального жидкого состава — смывки. Последний справляется с очисткой самолета за 24 часа, разъедая старую краску.
Затем на очищенную и обезжиренную поверхность наносится грунт в один или несколько слоев (каждый сохнет примерно по шесть часов). Затем приходит время наносить краску — сначала базовый цвет ливреи, затем другие, используемые меньше, и наконец, с помощью трафаретов, логотипы, надписи и прочие фигурные элементы.
Далее с помощью красящего пистолета и даже кисточки исправляют мелкие дефекты и проверяют толщину и равномерность покрытия — она должна составлять 0,2–0,3 мм. После этого, если все в порядке, сверху краска покрывается лаком. В зависимости от сложности ливреи (читай: количества и размера цветов, элементов, слоев) и принятых авиакомпанией процедур покраска может занять от 3 до 10 дней. Более зрелищным процесс покраски оказывается на
В норме такая процедура проводится раз в несколько лет (5–8 лет, но можно и чаще), чтобы самолет выглядел свежим и краска сохраняла защитные свойства, и, как правило, оказывается приурочен к очередному раунду техобслуживания.
Объем краски и стоимость работ, как нетрудно догадаться, зависят от размера самолета и сложности цветографической схемы. Так, по данным Boeing, на стандартный «Боинг-747» уходит примерно 450 литров краски, на 767-й — около 340 литров, а окраска одного борта обходится в сумму от 50 до 200 тысяч долларов.
Фото: EHRENBERG Kommunikation / Flickr, Thomas Hawk / Flickr, Chalmers Butterfield / Wikimedia Commons, RuthAS / Wikimedia Commons, RuthAS / Wikimedia Commons, Aero Icarus / Wikimedia Commons, Papas Dos / Wikimedia Commons, Aero Icarus / Flickr (x2), Chr P / Flickr, Luo Yunfei/China News Service/VCG via Getty Images, Brittany Murray/MediaNews Group/Long Beach Press-Telegram via Getty Images
Материал опубликован в январе 2019, частично обновлен в августе 2023