В это воскресенье, 2 февраля 2020 года, в Майами состоится 54-й Супербоул — финальный матч Национальной футбольной лиги США. Если вы думаете, что американский футбол — второстепенный вид спорта, который не сравнится по накалу страстей с привычной нам европейской версией, то вы заблуждаетесь. На родине это не просто еще один командный вид, но и одна из самых крепких и нерушимых скреп американского общества, а по совместительству — настоящий культурный феномен. Супербоул — это самая большая телевизионная аудитория (около 100 млн зрителей только в Штатах), самые дорогие контракты, самая зрелищная и дорогая реклама, самые именитые звезды шоу-бизнеса на трибунах, яркое музыкальное выступление в перерыве и многое другое.
Из «незначительного» события
Первый Супербоул состоялся 15 января 1967 года в Лос-Анджелесе. Особого ажиотажа вокруг игры не наблюдалось: треть трибун пустовала, хотя билеты стоили немногим более 10 долларов.
Квотербек клуба «Грин-Бей Пэкерс» Барт Старр (на переднем плане) разминается перед первым в истории Супербоулом. Как можно видеть на фото, тот матч не вызвал у болельщиков особого ажиотажа: за несколько минут до игры трибуны наполовину пусты
В последующие несколько лет произошло несколько событий, которые способствовали росту популярности решающего матча. Во-первых, появились игроки, чьи имена стали поистине легендарными — например, квотербек «Нью-Йорк Джетс» Джо Неймат, впоследствии популярный герой светских хроник. Во-вторых, Супербоул стал понемногу становится значимым элементом поп-культуры. Например, после того как американский писатель, рок-звезда в мире журналистики, автор романа «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» Хантер Томпсон побывал на восьмом по счету Супербоуле и написал по этому поводу блестящий и очень специфический репортаж. Впоследствии Супербоул освещался на телеэкранах в эпизодах популярных ситкомов, а тот факт, что в 1978 году матч наконец-то стартовал не в обеденное время, а в прайм-тайм, способствовал резкому увеличению телевизионной аудитории.
Полцарства за рекламу
Главная ассоциация с Супербоулом у тех, кто далек от самого спорта, — это шедевральная реклама. Более того, как раз из-за нее многие и смотрят трансляцию — большинство экспертов сходятся во мнении, что снимаемые для Супербоула ролики даже круче тех, что попадают в программу знаменитого международного фестиваля рекламы «Каннские львы».
На производство роликов тратятся немыслимые деньги. В ход идут все средства: спецэффекты, звездный актерский состав, самые дорогие сценаристы. По некоторым опросам, зрители могут даже не помнить результатов прошлогоднего матча, зато легко назовут бренды, чьи ролики, по их мнению, стали самыми крутыми в Супербоуле. Оно и понятно: какой еще может быть реклама, если всего 30 секунд времени в одном из рекламных блоков стоят 5 миллионов долларов? Хайп вокруг рекламы на Супербоуле начался в 1984 году, когда компания Apple выпустила своеобразное видео по мотивам нетленного утопического романа Оруэлла и оно вошло в историю. Режиссером ролика стал Ридли Скотт. Клип по мотивам «1984» горячо обсуждался, и подход Apple к съемкам и производству супердорогой и суперкрутой рекламы для Супербоула начали копировать все.
А вот одна из подборок самых ярких, остроумных, зрелищных — словом, лучших рекламных роликов с 52-го Супербоула.
Все звезды мира
В перерыве Супербоула публику радуют красочным музыкальным шоу с участием самых известных мировых звезд. В разное время представления во время финального матча давали Бейонсе и Принс, The Rolling Stones и Мадонна, Майкл Джексон и сэр Пол Маккартни, U2 и Джастин Тимберлейк.
Каждое новое выступление получается эффектнее предыдущего, а некоторые наделали немало шума. Например, Джастин Тимберлейк, который вышел на сцену вместе с Джанет Джексон, в финале концерта сорвал часть костюма певицы, на мгновение оголив ее грудь. После этого имя Джанет Джексон еще два года лидировало во всех поисковых запросах, а судебные иски и требования следить за нормами морали сыпались как из рога изобилия и на НФЛ, и на телеканалы, причастные к трансляции. Впрочем, выступления других артистов всегда вызывали не меньше обсуждений. Например, в 2017 году в перерыве матча выступила эпатажная Леди Гага.
Футбольный беби-бум
Шутки шутками, а Супербоул не только проверяет американскую канализацию на прочность в перерывах между таймами, но еще и заметно повышает рождаемость в городе-победителе. Малыши, появившиеся на свет спустя девять месяцев после очередного финала, — так называемые дети Супербоула — обязательно становятся героями социальных рекламных роликов, посвященных семейным ценностям. Такие видео ожидаемо рекламирует саму Национальную футбольную лигу США как инструмент улучшения демографической ситуации в стране. Ролики снимают заранее и показывают... в следующем Супербоуле, конечно.
Праздник живота
А еще Супербоул — это много, очень много еды. Фаршированные яйца в форме футбольных мячей, хот-доги, пицца, куриные крылья и пенное, конечно, — все это продается во время матча на стадионе, а также в барах и пабах, где показывают игру, в огромных количествах.
За просмотром финального матча жители США съедают почти 1,5 млрд куриных крыльев и около 13 млн больших пицц и выпивают немыслимое количество пива. Больше еды, чем в главное футбольное воскресенье, Америка потребляет разве что в День благодарения.
Кулинарные фестивали в честь Супербоула разворачиваются не только вокруг стадиона, но и по всей стране. Гастрономические традиции Супербоула — еще одна причина, по которой это спортивное событие стало узнаваемым элементом американской поп-культуры.
Лидер среди лидеров
Аналитики Forbes утверждают, что Супербоул, самый дорогой спортивный бренд, всего за день приносит более 600 млн долларов дохода. Такую прибыльность можно сравнить с финалами Чемпионатов мира по футболу или, скажем, церемониями открытия и закрытия Олимпийских игр, с той лишь поправкой, что Супербоул — событие не международного, а национального масштаба.
И вот еще что интересно: в двадцатке самых популярных трансляций за всю историю американского телевидения Супербоул оккупировал 19 позиций, и лишь одну строчку скромно занял сериал М.A.S.H , затесавшийся в список чуть ли не тридцать лет назад.
Права на трансляцию финального матча распределяются между крупнейшими американскими вещателями поочередно. Каждый канал придумывает какую-то фишку — съемку в 4К и даже в 8К , расширенную статистику и многое другое.
Развлечения для всех и не только
В городе, который принимает Супербоул, создаются особые фан-зоны, где есть любые развлечения для детей и взрослых, в том числе места для подвижных игр и семейных спортивных соревнований, а также гигантские экраны и, конечно же, фуд-корты с точками быстрого питания на любой вкус. Вход в такую зону обычно стоит 30–40 долларов.
А вот на сами трибуны стадиона попасть очень непросто, уже хотя бы из-за чудовищной дороговизны билетов. Самый дешевый входной обходится фанатам в 3–4 тысячи долларов, а самый дорогой может стоить больше 70 тысяч!
На больших табло, размещенных на стадионе, во время игры традиционно транслируются приветствия знаменитостей, причем очень разных — от папы римского и действующего президента США до ветеранов мирового футбола и астронавтов.
Грядущий, 54-й по счету Супербоул состоится 2 февраля 2010 года в Майами, штат Флорида, на стадионе «Хард Рок Стэдиум». За титул чемпиона Национальной футбольной лиги и главный трофей — Кубок Винса Ломбарди (на фото) — поборются клубы «Сан-Франциско Форти Найнерс» и «Канзас-Сити Чифс».
Фото: Getty Images