Сегодня профессиональные гримеры могут за несколько часов превратить актера в кого угодно: хоть в супергероя, хоть в инопланетянина, хоть в Короля Ночи. А ведь еще совсем недавно о таких невероятных трансформациях на экране нельзя было и мечтать.
С чего все начиналось
Изначально нанесение «раскраски» на лица актеров носило практический характер: в начале ХХ века пленка еще не обладала такой светочувствительностью, как сейчас, и не контрастные черты превращались в кадре в размытое светлое пятно. Отсюда ярко накрашенные губы, густо подведенные брови и четко очерченные глаза.
Серьезные перевоплощения требовали немалых усилий, а нередко были сопряжены и с получением травм. Например, легендарный актер Лон Чейни поработал и в цирке, и в театре, после чего начал воплощать на киноэкране самые причудливые и сложные образы. Так, в экранизации романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в которой Чейни играл горбуна Квазимодо, актер таскал на своей спине 25-килограммовый горб. Для других ролей он выкручивал себе руки и ноги, растягивал ноздри, травмируя их до крови, надевал простые и некачественные контактные линзы. Всем этим Чейни значительно подорвал свое здоровье, при этом отнюдь не разбогател, несмотря на популярность своих персонажей.
Довольно быстро стало понятно, что мастерски наложенный грим, убедительно выглядящий даже в крупных планах, способен творить чудеса: публика была в восторге от чудовищ на экране. Первый прорыв в этой области произошел в 1930-е годы. Именно тогда от театрального рисованного грима кинематографисты стали переходить к объемному, с использованием накладок. Дракула и Франкеншейн тех времен даже сегодня выглядят впечатляюще. Для создания тех образов гримеры применяли пенорезину — мягкий материал, который, во-первых, выглядел на лице естественно и подвижно, а во-вторых, мог использоваться неоднократно, что экономило время и усилия.
Позже в ход пошел латекс, но, конечно, он был куда менее комфортным для актеров. Впрочем, роли монстров и чудовищ всегда были непростым испытанием для исполнителей: многочасовое наложение грима, затем съемочный день, а после столь же трудоемкое удаление мейкапа, которое тоже запросто могло занять час-другой.
Самоучки на службе Голливуда
Интересно, что многие гримеры с мировыми именами осваивали свое непростое ремесло самостоятельно. В их числе Дик Смит — первый, кто в 2012 году, будучи уже в преклонном возрасте, получил почетный «Оскар» именно за вклад в развитие искусства грима.
Смит начинал творить в собственном подвале: вручную мастерил монстров из популярных кинофильмов, придумывал разные ноу-хау, которые потом стали использоваться повсеместно (например, маски-накладки, которые состояли из нескольких частей). До этого маски просто натягивались на голову исполнителя роли — само собой, никакой реалистичной мимики при этом не было и в помине. Смит также придумал отменный рецепт бутафорской крови, которая выглядела в кадре весьма натурально. Но его коньком стало искусственное состаривание персонажей. Так, именно Смит занимался состариванием Марлона Брандо в «Крестном отце». Также он известен работами над образами персонажей из «Амадея», «Таксиста», «Изгоняющего дьявола» и многих других фильмов.
Другим известным мастером грима, чьи работы легли в основу пособий и учебников, стал Том Савини («День мертвецов», «Пятница, 13-е», «Техасская резня бензопилой — 2»). В свое время он был военным фотографом, многого насмотрелся, а потому лучше всего в гриме ему «удавались» ранения. По Савини, все должно быть реалистично: недостаточно просто налить побольше красной краски — нужно безупречно знать анатомию, травматологию, законы физики, криминалистику и многое другое.
Самые крутые гримеры не просто создают образ персонажа для камеры, зачастую они также занимаются постановкой сопутствующих спецэффектов. А если в фильме по сценарию запланирован, к примеру, настоящий зомби-апокалипсис, то на площадке одновременно работают не один и не два, а до десятка специалистов по гриму.
Реальнее, чем в жизни
Особая тема — ленты биографические, где нужно убедительно изобразить историческую личность. С одной стороны, никакой крови, чешуи или обгоревших лохмотьев создавать не нужно, а с другой — нужно получить такого персонажа, в которого зрители поверят. Взять хотя бы российскую ленту «Высоцкий. Спасибо, что живой». Лента наделала немало шума в том числе и потому, что имя актера, исполнившего главную роль, долгое время держали в секрете. И почти никто не догадался — настолько убедительно гримеры воссоздали черты кумира поколений. А ведь лицо Сергея Безрукова неузнаваемым никак не назовешь.
С помощью мастерски наложенных накладок гримеры состарили Леонардо Ди Каприо на целых 50 лет в фильме «Дж. Эдгар», главный герой которого проживает в кадре целую жизнь — от 20 до 70 лет.
А в картине «Долгая дорога к свободе» образ Нельсона Манделы был передан так убедительно, что реальный прототип поначалу решил, что это документальная хроника с его участием.
Будущее уже здесь
Появление цифрового грима произвело настоящую революцию в киноиндустрии, но никто не спешит отказываться от привычных накладок из вспененной резины — слишком уж хорошо они себя зарекомендовали. Комбинирование методик позволило добиться еще более впечатляющих результатов. Например, показать Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе», у персонажа которого снесло полголовы, так, чтобы все это не выглядело слишком уж по-бутафорски, да и монтаж стал приятнее для глаз. Раньше приходилось «обрубать» крупные планы, потому что, если они длились больше пары-тройки секунд, зритель успевал разглядеть муляжи.
Вершина современного цифрового грима — это, пожалуй, фильм «Аватар». Актеры — как главные, так и из массовки — обходились вовсе без мейкапа, но на их теле и лице были закреплены миниатюрные датчики, которые фиксировали эмоции, мимику и движения, а голубую кожу с причудливым рисунком, желтые кошачьи глаза, косички и хвосты создавали затем при помощи компьютерной графики.
Сегодня искусство гримера играет в киноиндустрии не меньшую роль, чем мастерство сценариста и режиссера. Неудивительно, что за лучший грим ежегодно присуждается специальный «Оскар».
Фото: CAMERA PRESS / ED / JL / Royal Mail / Legion-Media, Bettmann / Contributor / Getty Images, Universal Pictures / Handout / Getty Images, ullstein bild Dtl. / Contributor Getty Images, Image supplied by Capital Pictur / Legion-Media (x3), Dave Starbuck / Future Image / WENN / Legion-Media