Библиотека «Вокруг света»
1900 № 25
Триста шестьдесят пять детей
Легенда города
Однажды некая бедная женщина, неся на руках двух близнецов, отправилась в замок, чтобы представиться графине Геннсберг и просить у нее милостыни. При виде проходящей через великолепные залы женщины, которая портила вид их своим присутствием, гордая графиня возмутилась и обошлась с нищенкой очень грубо, неосновательно упрекнув ее в беспутстве и бесстыдстве. Бедная мать так опешила, что не успела тотчас же удалиться, и тогда бессердечная дама крикнула ей презрительным тоном: «Ступайте в поле! Было бы грешно почувствовать к вам сожаление... Вы презренная женщина, потому что двое детей-близнецов не могут родиться от одного отца».
При этих словах несчастная женщина, жестоко оскорбленная, покинула свой униженный вид и вместо скромной мольбы стала оглашать воздух угрозами, зловещий огонек сверкнул в ее глазах. «Будьте прокляты, безжалостная графиня! — пронзительно воскликнула она. — И да родиться у вас столько детей, сколько в году дней!»
С этими словами она быстро покинула комнаты и гордую графиню, которая громко засмеялась ей вслед, не придавая, конечно, никакого значения этой угрозе. Но последствия не заставили себя долго ждать, так как графиня вскоре почувствовала себя матерью и через несколько месяцев среди ужасных и невыразимых страданий родила триста шестьдесят пять детей.
Дети один за другим умирали, едва появляясь на свет, а мать сошла с ума от ужаса и умерла после рождения триста шестьдесят пятого ребенка.
В деревенской церкви, недалеко от Гааги, показывают еще до сих пор могилу графини и ее детей, а также и купель, в которой крестили всех ее триста шестьдесят пять детей.
* Город Арнем в Нидерландах.
1909 № 15
Связка дров и поцелуй змеи
Две болгарские легенды
В былые времена стоило только людям сказать слово — и съестные припасы, вино, фрукты являлись на их зов; но одна женщина испортила все дело.
Отправившись однажды в лес за дровами, она приказала нарубленной связке дров идти вперед, а сама села на нее и приказала ей себя везти. Но связка дров не в силах была вынести подобной тяжести и остановилась.
Тогда злая женщина схватила громадный пук ветвей — и ну им хлестать изо всей мочи связку дров.
Вдруг в лесу раздался голос:
«Скверная и ленивая женщина! Отныне предметы не будут сами ходить, а ты их будешь носить!» И с этих пор работа стала для всех очень тяжелой, особенно для женщин.
Другая же, не менее популярная болгарская легенда повествует, что одна женщина, найдя змею в лесу, несмотря на предостережения мужа, захотела ее поцеловать. Змея ужалила ее прямо в язык, а потому все женские языки ядовиты.
1909 № 24
Происхождение серег
Магометанская легенда
Серьги — это одно из любимейших дамских украшений — ведут свое начало, по-видимому, еще из самых отдаленных времен, так как их можно встретить даже у диких племен. Но у магометанских женщин они имеют еще и некоторое священное значение. Магометанки носят их по обязанности, как воспоминание об Агари, матери их родоначальника Измаила, и рассказывают о происхождении их следующее интересное предание.
Однажды Сара, жена Авраама, говорит это предание, мучимая ревностью к Агари, поклялась во что бы то ни стало изуродовать ее, обезобразив каким-нибудь образом ее лицо. Авраам, услышав эту клятву, пришел в ужас и старался всячески успокоить свою раздраженную супругу. Она обещала ему отказаться от своей мести, но так как надо же ей было как-нибудь выполнить данную клятву, то вместо того, чтобы изуродовать лицо своей красивой служанки, она просверлила ей только дырочки в ее хорошеньких ушах.
И вот турецкие женщины считают, что употребление серег началось с Агари и что потому им обязательно носить их — как знак почтения к ней.
Иллюстрация: Андрей Дорохин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, март 2019