Знаете ли вы, какая достопримечательность является наиболее полным и значимым воплощением венского модерна? Конечно, Дом сецессиона.
Дух времени
«Времени — его искусство, искусству — его свободу!» (Нем. Der Zeit Ihre Kunst. Der Kunst Ihre Freiheit. ) Этот девиз, выведенный золотыми буквами под куполом Дома сецессиона, воплотил мысль архитекторов, художников и музыкантов конца XIX века и стал бессмертным. Дом сецессиона как восхищал в 1898 году, когда он был спроектирован и возведен архитектором Йозефом Марией Ольбрихом, так производит неизгладимое впечатление и сегодня.
Здание отразило дух времени, возможность перемен, стилистический переход не только в архитектуре, но и в прикладном, изобразительном искусстве. Тогда при строительстве зданий все чаще использовали стекло, бетон и металл. С введнием новых материалов появились и новые технологии строительства, инженерная мысль двигалась вперед. Кардинально изменились стиль и декоративное оформление зданий.
Пионерами европейского модерна принято называть бельгийца Анри ван де Велде, который стал еще и главой декоративного течения в модерне, а также голландца Генрика Петруса Берлаге, испанца Антонио Гауди, французов Тони Гарнье и Огюста Перре, немцев Петера Беренса и Ганса Пельцига.
И все-таки центром мирового модерна стала Вена, а идейным вождем венского модерна принято считать архитектора Отто Вагнера. Его талантливые ученики — будущий архитектор Дома сецессиона Йозеф Мария Ольбрих и Йозеф Хоффман — войдут в художественное объединение сецессион.
Что такое сецессион
В переводе с латинского языка secession означает «отделение» или «обособление». Так назывались группы прогрессивных художников, которые решили отойти от академизма. Уже в середине XIX века в творческих кругах Вены вырос интерес к вопросам пути развития искусства. Велись активные дискуссии и споры о вышедших в это время сочинениях немецкого архитектора Готфрида Земпера «Наука, промышленность и искусство» (1852) и «Практическая эстетика» (1860) и труда Анри ван де Велде «Очищение искусства» (1894). Создание в Германии в 1892 году Берлинского сецессиона, а также выход в свет мюнхенских тематических журналов по вопросам нового искусства подтолкнули и австрийских художников к организации своего творческого объединения. Оно появилось в 1897 году и называлось «Объединение художников Австрии», или V.B.K.O .
Для продвижения своих идей участники сецессиона уже через год начали выпускать журнал «Весна священная» (лат. Ver Sacrum ). На страницах журнала они призывали не блуждать в «тумане неясных мечтаний», но идти прямо «посреди жизни». Журнал имел необычную форму, почти квадрат, а в работе над ним принимали участие и Климт, и Ольбрих, и Хоффман. Просуществовало издание всего пять лет, до 1903 года.
Чтобы художники могли проводить свои новаторские выставки в пространстве, которое соответствовало бы их идеям, Йозеф Мария Ольбрих взялся спроектировать Дом сецессиона — выставочный павильон, который функционирует и сегодня.
Дом сецессиона и Йозеф Мария Ольбрих
Стало очевидным, что если новое искусство со своими радикальными идеями хочет укрепить авторитет, ему необходим свой храм, а точнее выставочный павильон. В 1897 году был заложен фундамент здания, а в 1898-м там уже прошли первые выставки. Архитектором Дома венского сецессиона стал Йозеф Ольбрих.
Йозеф Мария Ольбрих родился в 1867 году в Троппау. Он учился в венской школе прикладных искусств, а затем в Академии художеств в Вене. Архитектурное мастерство молодой человек перенял сначала у профессора Карла фон Хазенауера, учителя Отто Вагнера, а затем и у самого Вагнера.
По окончании Академии Ольбрих остался ассистентом у своего мастера, отказавшись от стажировки в Риме. Вместе с мастером он четыре года трудился над проектированием венской железной дороги, самый знаменитый участок которой, станция Карлсплац, находится рядом с будущим Домом сецессиона.
Ранние успехи Ольбирха — разработка жилых интерьеров, в частности на венской вилле Фридмана. За этот интерьер искусствовед Ольбрих будет прозван «поэтом пространства». В 1899 архитектор был приглашен в Дармштадт. Там он спроектировал серию особняков. Особенно интересна работа Ольбриха по выявлению разницы высот интерьера зданий через внешний объем: мансарды, крыши с надломленными скатами, а также балконы и эркеры помогают представить внутреннее устройство дома.
В рамках проекта по благоустройству площади Карлсплац в Вене Ольбриху было предоставлено место под строительство Дома сецессиона бесплатно, а практически все расходы взяли на себя художники союза.
Здание спроектировано в виде замкнутого кубического объема с глухими стенами, интерьер освещен сверху через стеклянный потолок. Внутри пространство здания мало расчленено, что позволяет использовать большую, свободную от перегородок площадь под лекции и выставки с габаритными конструкциями или же при необходимости установить искусственные перегородки. Опорой здания служат бетонные колонны, уходящие вглубь на восемь метров до протекающего здесь подземного ручья Оттакрингер.
Портально-купольная композиция Дома сецессиона придает ему сходство с постройками древних восточных мавзолеев. Так, местные жители стали называть это «гибридом оранжереи и известковой печи» — в шутку, конечно. Однако, несмотря на схожий мотив, при проектировании выставочного комплекса Ольбрих не использовал исторические стили, а сам Дом сецессиона стал воплощением идеи новой школы об отказе от академических традиций. Ее архитектурным лозунгом стала фраза: «Прочь от археологии, верность цели, материалу, здравому смыслу».
На фасаде здания начертан золотыми буквами девиз Сецессиона, слова Людвига Хевеши, а ниже, на стене здания с внешней стороны есть надпись Ver Sacrum — слова, наполненные надеждой на новый расцвет в искусстве. До сих пор на гладком фасаде здания развешиваются афиши предстоящих выставок. Сверху Дом увенчан ажурной короной-куполом с золотыми листьями лавра, символом искусства. Сам купол выполнен из позолоченной бронзы.
В 1902 году в Доме сецессиона состоялась знаменитая 14-я выставка, посвященная Людвигу ван Бетховену. Организатором выступил архитектор Йозеф Хоффман, построивший Дворец в стекле. В центре зала размещалась статуя Бетховена работы Макса Клингера, ее окружал
В итоге Дом венского сецессиона, создававшийся как выставочный зал для демонстрации новых произведений искусства, сам стал крупнейшим памятником венскому модерну.
Vokrugsveta.ru благодарит Виктора Мироненко за предоставленный редкий материал о венском модерне.