«Это они позволили мне создать себя», — пишет голландский художник о своем проекте Strandbeesten, в переводе — «пляжные звери». Все началось с заметки в нидерландской ежедневной газете de Volkskrant, где колумнист Янсен, рассуждая об опасности повышения уровня моря, высказал идею сделать механических животных, чтобы рыхлить песок, который затем ветер относил бы на прибрежные дюны, наращивая их. Мысль захватила самого автора, и Янсен выделил себе год на создание пары движущихся конструкций, работающих на силе ветра. В наши дни проект Strandbeesten продолжается, и ему уже больше 30 лет.
Кинетическая скульптура Animaris Adulari
Поливинилхлорид
Около 3,2×5×2 метра
2012
Каждый год художник собирает новых «пляжных зверей» и выпускает их на побережье. Янсен сравнивает свою работу с эволюционным отбором, отсеивая неперспективные образцы. Имена конструкций он уподобляет бинарной номенклатуре биологических видов и выделяет несколько этапов в развитии своих созданий.
Название построенных в 2012 году конструкций Animaris Adulari происходит от английского слова animal — «животное», и латинских mare — «море» и adulare — «вилять хвостом, ластиться» (по словам художника, это «существо» на побережье напоминает стаю собак). Они продолжают начатую в 2006 году серию Cerebrum («Мозг»), «звери» которой научились с помощью системы насосов и клапанов реагировать на внешнюю среду и менять «поведение».
Animaris Adulari — первый «вид», способный «потеть», то есть вымывать водой попавший в трубки песок. Янсен говорит, что его создания самовоспроизводятся, как живые организмы, когда люди заказывают и печатают на 3D-принтере их уменьшенные копии.
1. Материал. Если для живых клеток основной строительный материал — белок, рассуждает Янсен, то для большинства его созданий это пластиковые трубки. Такие трубки — защитные оболочки для проводов — продаются в Голландии в любом строительном магазине.
2. «Ноги». Янсен рассчитывал оптимальное соотношение 11 частей, из которых состоят «ноги», с помощью специальной компьютерной программы. Принцип действия шагающего шарнирного механизма, когда круговое движение преобразуется в прямолинейное, восходит к разработкам русского математика XIX века Пафнутия Чебышёва, создавшего стопоходящую машину.
3. «Крылья». Паруса в основном и позволяют конструкциям двигаться, используя силу ветра.
4. «Желудки». Strandbeesten Янсена имеют дополнительные резервуары для нагнетания воздуха, сделанные из пластиковых бутылок, — художник сравнивает их с желудками. Накопленный воздух также используется, чтобы приводить в действие кинетическую скульптуру.
5. «Мышцы». Воздух в бутылках перекачивается по шлангам с помощью системы поршней из пластиковых трубок, которые вставлены одна в другую. У «пляжных зверей», поясняет Янсен, «мускул и кость составляют единое целое», поэтому вся конструкция меньше весит.
6. «Щупы». Трубки-индикаторы на подвижном носу конструкции позволяют ей определить, что «существо» подошло близко к воде: в таком случае оно поворачивает в другую сторону.
СКУЛЬПТОР
Тео Янсен
1948 — родился в портовом городе Схевенинген в Нидерландах в семье бывшего фермера.
1968–1974 — изучал физику в Делфтском техническом университете.
1975 — стал художником-пейзажистом.
1980 — изготовил и запустил над Делфтом «летающую тарелку», напугавшую местных жителей и прославившую его, когда выяснилось, кто создатель НЛО. После чего перешел с живописи на кинетическую скульптуру.
1981 — собрал рисующий механизм.
1988–2002 — преподавал на факультете фотографии Королевской академии искусств в Гааге.
1990 — начал создавать кинетические скульптуры для проекта Strandbeesten.
2016 — озвучил рисованного себя в выпуске мультсериала «Симпсоны» о его скульптурах.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2019, частично обновлен в январе 2024