В XX веке традиционное украшение-оберег оказалось под угрозой исчезновения. Сегодня в Башкирии спасают его, а вместе с ним по крупицам восстанавливают культуру народа.
Бронзовые, серебряные и золотые монетки, вместе с коралловыми бусинами собранные в ожерелье… Чем их больше, тем тяжелее и дороже нагрудник, тем выше статус владельца. Иногда вес мониста доходил до 25 килограммов. Неудивительно, что после революции органы советской власти стали изымать эти ценности у «зажиточных» семей, как зерно или домашний скот. Несогласных — в ссылку. Кто мог припрятать получше, прятал. Глубоко в сундуках, а то и под землей.
А во время Великой Отечественной войны многие сами понесли свои украшения сдавать на переплавку: для создания особых устройств и запчастей военной техники требовались драгметаллы.
Прошли десятилетия, и люди стали находить закопанные когда-то клады с монистами. И те, кому была небезразлична традиционная культура, занялись ее восстановлением. Мастер по реконструкции национальных костюмов Ильдар Гатауллин из Уфы стал ездить по России и выкупать остатки башкирских украшений и монеты, чудом сохранившиеся в разных уголках страны. Ильдар приобрел 3D-принтер, на котором начал печатать пластиковые копии традиционных украшений, которые стали популярны у участников танцевальных ансамблей и просто у людей, интересующихся историей.
Пришло время доставать из сундуков древние платья, украшенные монетками, оставшиеся от бабушек и прабабушек, и давать им новую жизнь. Мастерицы шьют сами по старинным образцам. Одна из них — Альбина Хашимовна Исхакова, которую называют самой знаменитой уфимской бабушкой и законодательницей моды на башкирские нагрудники.
Ее квартира — большая мастерская по изготовлению монист в традиционном стиле. Собственноручно она создала варианты украшений по эскизам нагрудников, характерных для каждого башкирского племени, и организовала в 2017 году выставку в Уфе под названием «Я люблю…». Мастерица считает, что нагрудник может быть украшением на каждый день и на все времена.
Фото: Гульназ Галимуллина
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2019, частично обновлен в сентябре 2023