Стамбул — это улей с миллионами пчел-жителей, которые роятся на холмах бескрайнего города, слетаются вокруг несчетных мечетей и снова разлетаются под утихающие крики муллы. Город дышит, кипит и привлекает более 13 миллионов туристов в год. При этом говорят, что Стамбул — это не Турция. «Вокруг света» в очередной раз съездил в один из старейших городов мира и узнал, чем он живет сегодня и как устроен мост, соединяющий Европу и Азию.
Два берега — один город
Стамбул — город противоположностей, манящий европейским флером с восточной перчинкой. Современность и светскость в нем удивительным образом переплетаются с вековыми традициями, строгими религиозными правилами и государственным контролем.
Город поражает размерами, культурой и историей. Шикарные белоснежные дворцы и виллы тут соседствуют с унылыми трущобами, но делит Стамбул не социальное неравенство, а величественный пролив Босфор. Это деление на азиатскую и европейскую половины в историческом смысле отчасти относительно и условно, ведь в попытке их сравнить понимаешь, что два Стамбула, какими бы разными они ни были, за века, как два дерева, корнями проросли друг в друга. А пролив, как старший брат и миротворец, соединяет между собой две эти удивительные части города — лоскутного одеяла.
Азиатская часть
Азиатский Стамбул — это длинная полоска суши, тянущаяся вдоль побережья Босфора. Условно она делится на два основных района — Кадыкёй и Ускюдар. Вопреки расхожему мнению, Стамбул начался именно как азиатский город в старейшем районе Кадыкёй. Его прародителем был древний город Халкидон, который дорийцы заложили еще до создания могущественной Византийской империи в 680 году до н. э. С тех времен здесь сохранились улочки с описательными названиями вроде «Мода», «Ремесленники» или «Антикварная» и множество рынков и маленьких уличных развалов.
В то время как великий Константинополь начал активно развиваться внутри городских стен европейской части Стамбула и превратился в центр не только Римской, но и впоследствии Османской империи, поселения на азиатском берегу росли куда медленнее и считались лишь деревнями, опоясывающими основной город. Изменилось это сравнительно недавно, когда в 1850 году между двумя частями города ними начал ходить постоянный паром.
Второй большой район азиатской части, Ускюдар, испокон веков считался важным торговым центром. Здесь оканчивалось одно из ответвлений Великого шелкового пути, и жило множество богатейших купцов, отчего жившие на этой территории в древности греки прозвали Ускюдар Золотым городом. Позднее район превратился в своего рода религиозный центр, откуда паломники отправлялись в Мекку, часто с напутствием самого султана. Сейчас Ускюдар — самая модная часть Стамбула со множеством ресторанчиков, а также вальяжно расположившихся прямо у воды популярных баров и кофеен.
Старейшее поселение на азиатской стороне со временем превратилось в богатый, просторный и респектабельный район. Пока правители, торговцы и приезжие активно обживали противоположный берег, «Aзия» как богатый пригород привлекала состоятельное население своими зелеными равнинами и меньшей численностью населения. Тут с большим размахом строили дворцы с огромными садами, спускающимися к воде, такие как дворец Ахмеда-паши, или Бейлербей, разбивали парки и облагораживали бесконечную пустынную пристань с наглыми чайками, которые заявляли свои права на нее уже тогда.
В азиатском Стамбуле жизнь спокойнее, уровень преступности ниже, а холмы куда выше. Самые красивые из них — Айдос и Чамлыджа. Эта территория также может похвастаться красивыми пляжами и зеленью, которые привлекает любителей здорового образа жизни возможностью устроить утреннюю пробежку и/или вечерний моцион, например в крупнейшем городском оазисе — парке Фенербахче или на набережной района Бостанджи. Здесь же можно найти совсем не туристические точки, такие как, например, рынок Кадыкёй, где практически нет приезжих гуляк и все товары отобраны для местных.
Самым же знаменитым памятником азиатской части считается башня Кыз Кулеси, так называемая Девичья, изображенная восхищенным Айвазовским на одном из его полотен. Башня, словно затерянная в волнах Босфора, смотрит на обрамляющие его пейзажи со стороны. Постройке больше двух тысяч лет. По одной из многочисленных версий, она была возведена афинским полководцем в V веке до н. э., чтобы контролировать заплывающие в пролив персидские корабли и взимать с них пошлину. Сейчас тут расположен музей.
Европейская часть
Будущий европейский Стамбул начал активно развиваться с 330 года, когда римский император Константин перенес на эти земли столицу Римской империи, сначала переименовав поселение в Новый Рим, а после заменив название на более созвучное и нескромное — Константинополь.
Во время строительства европейской части города новые хозяева не отличались осторожностью и трепетным подходам к памятникам архитектуры и разбирали имеющиеся более древние постройки. К примеру, они перетащили камни, когда-то опоясывавшие старый Кадыкёй, на другую сторону для строительства общественных зданий. Таким образом, хоть азиатская часть значительно более старая, она потеряла не только свой статус, но и множество реликвий, уступив их соседке.
С ростом и развитием города именно на европейскую половину переместились индустриальные и торговые центры. С течением столетий, население в «развитой» части стремительно росло, что привело к тому, что эту часть стали величать главным городом, а азиатскую — спальными районами. С тех пор тенденция сохранилась: европейская часть осталась в какой-то степени центральной, музейной — именно здесь находится большинство любимых туристами достопримечательностей — и самой густонаселенной. Тут же в разы больше не только людей, но и отелей — от маленьких, потерявшихся в переулках, до крупных сетевых. Сегодня на европейской половине Стамбула живет примерно 2/3 населения всего города, она представляет 25 из 39 округов.
Главными округами, так называемыми ильче, объединяющими в себе множество других помельче, в европейской половине Стамбула считаются Бейоглу и Фатих. Первый, иногда величают «меккой туристов» за счет обилия баров, ресторанов и прочих злачных заведений, соседствующих с известными памятниками, в том числе площадь Таксим и башня Галата. Второй — настоящая кладезь достопримечательностей, среди которых, помимо прочего, значатся Айя-София, дворец Топкапы, Голубая мечеть и Гранд-базар.
Пожалуй, самое большое заблуждение приезжих о Стамбуле — ожидание увидеть Айю-Софию (на фото) величественной, возвышающейся на вершине большого холма надзирательницей города. Мечетей в Стамбуле в общей сложности больше трех тысяч, и расположены они на каждом холме и пригорке.
Пять раз в день по всему городу раздается чуть приглушенный голос муллы, протяжный и немного гулкий, призывающий верующих на молитву. За считаные минуты все мечети выгоняют гуляк и туристов, закрывают огромные ворота, а улицы пустеют, жизнь на них угасает.
Легендарная Айя-София при постройке была православным собором, который впоследствии, в 1453 году, превратили в мечеть захватившие город османы, а ныне из здания сделали музей, открытый к посещению. Интересно, что до возведения Собора Петра в Ватикане именно София была крупнейшим христианским храмом в мире. Прямо напротив расположилась и Голубая мечеть — самая значимая в городе, обрамленная шестью изящными минаретами.
Гуляя здесь в пасмурную погоду весной, обязательно купите стаканчик горячего салепа — вязкого напитка на основе молока с сахаром и муки салеп, производящейся из корня орхидеи, который сверху щедро посыпают корицей. Салеп согревает и убаюкивает, также как раскатистые возгласы мулл, призывающих к молитве.
Еще одно место, которое нельзя пропустить в европейской части Стамбула — это Гранд-базар. Гуляк, часто посещающих заветные отели all inclusive в маленьких турецких городах, тут, пожалуй, удивит почти полное отсутствие малейшего интереса к ним со стороны местной торговой гильдии. Гранд-базар поражает своими размерами и красивыми, расписными сводами, прикрывающими по меньшей мере 4400 лавок. Готовясь к войне за выживание и сохранность наличных средства, туристы сталкиваются здесь с абсолютной пассивностью местных. Владельцы лавок обычно вежливо интересуются, чем помочь, но частенько и вовсе читают газеты и общаются между собой, забывая даже поднять глаза на снующих вокруг потенциальных покупателей.
Численность населения европейского Стамбула лучше всего отражает общественный транспорт — автобусных линий тут в два раза больше, чем на другом берегу, а вот поездов, напротив, в полтора раза больше в Азии.
Посещать Стамбул стоит в любое время года — и в сером зимнем небе, и в летнем зное есть свое особое очарование, а морской воздух и крики чаек всегда будут кружить голову и манить обратно. Планируя путешествие, обязательно найдите время, чтобы посмотреть обе части города и хотя бы мимолетно навестить разные его районы, чтобы понять, какой же Стамбул «ваш».
Фото: Getty Images