Ленты, перья, мех — обычные женщины используют все это как украшения. Шаманки — чтобы обрести силу. Считается, что их костюм — это модель окружающего пространства (неба, земли и подземного мира). Приняв в себя шамана, костюм обращает его в птицу или зверя, способных перемещаться в верхнем и нижнем мирах. Так проходит камлание — общение с духами.
Значительная сила шаманки скрыта в головном уборе, майхабши. Перья черного грифа, одной из крупнейших хищных птиц мира, передают фарр (свет потустороннего мира). Бахрома закрывает лицо, отгораживая шаманку от реальности среднего мира, и служит защитой от злых духов.
Глаза на майхабши символизируют глаза духа онгона, входящего в тело шаманки. Злой дух, пытаясь войти в нее, соскальзывает по нитям головного убора вниз. Поэтому на них не должно быть узелков. Ленты — «дом» духа-онгона. Когда шаманка во время ритуала кружится, разлетающиеся ленты позволяют ей занять больше места в пространстве, расширяя границы влияния.
Дархаты
Дархаты (от монг. «дархан» — «священный, неприкосновенный, свободный от налогов») — потомки монголов, самодийцев и тюрок. Одна из народностей Северной Монголии численностью более 21 000. Дархаты во многом сохранили традиционный образ жизни кочевых скотоводов и до сих пор практикуют шаманизм.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, июль 2019, частично обновлен в августе 2023