Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры

Некоторые самолеты отправляются на утилизацию. Другим везет больше

Обсудить

Современные коммерческие авиалайнеры, если их правильно эксплуатировать и вовремя ремонтировать могут служить верой и правдой долгие годы. «Вокруг света» рассказывает, что происходит с теми из них, кто окончательно отлетал свое.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Источник:
Lee Thomas / Alamy via Legion Media

Отправляются на хранение

Для хранения самолетов лучше всего подходят районы с пустынным климатом — там самолеты меньше подвергаются коррозии. Притом желательно, чтобы в таких местах не возникали песчаные бури и в воздухе не было соли. Ах да, еще там должно быть много свободного места для постройки обширных стоянок и длинных взлетно-посадочных полос, при этом на местности должна существовать инфраструктура, позволяющая обслуживать, ремонтировать или разбирать самолеты.

Больше всего таких аэропортов-паркингов в США, а именно в юго-западных штатах — в Калифорнии, Аризоне и Нью-Мексико, — но есть такие и в других странах.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Открытый в 2013 году аэропорт Теруэль вблизи одноименного испанского города в автономном сообществе Арагон находится на высоте около километра в зоне полупустынного климата в малонаселенном районе, но при этом относительно недалеко от крупных городов — отличное сочетание факторов. Регулярные рейсы Теруэль не принимает, зато является крупнейшим в Европе самолетохранилищем, которое очень пригодилось в разгар пандемии коронавируса

Что же происходит с самолетами в таких местах? Одни остаются здесь ненадолго в ожидании передачи прав собственности от одного владельца другому (иногда ожидание может затягиваться), другие проходят ремонт, третьи находят последнее пристанище: они могут стоять в таких местах годами или всего несколько месяцев, за которые их разбирают на запчасти, а остатки отправляют в переработку. Впрочем, об этом подробнее расскажем ниже.

Ветераны в строю

Один из старейших пассажирских авиалайнеров, до сих пор ежедневно совершающих по три-четыре регулярных рейса с пассажирами в день, Boeing 737-200, принадлежащий канадской авиакомпании Air Inuit, совершил первый полет 18 сентября 1979 года.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры

Однако в мире есть действующие самолеты и постарше — например, Boeing 747-2J9F иранской авиакомпании Saha Airlines (первый полет 28 декабря 1977 г.) или пассажирский Boeing 737-2H7C(A), принадлежавший ныне не существующей южноафриканской авиакомпании Interair (первый полет 21 сентября 1975 г.). Но полетать на них вам не удастся: первый перевозит исключительно грузы, а другой уже много лет не поднимался в воздух.

Если же взять самолеты, находящиеся на военной службе или совершающие развлекательные или частные полеты, то обнаружатся и еще более старые экземпляры.

Их утилизируют

Самолет — это не только результат труда инженеров-конструкторов и средство транспортировки людей и грузов, но и масса полезных деталей и материалов, которые можно использовать по назначению отдельно друг от друга и от самолета, когда само воздушное судно остается невостребованным.

Разборкой и уничтожением самолетов занимаются специальные компании; они же зачастую проводят ремонт и техобслуживание тех летающих машин, которые того стóят. По данным одной из таких компаний, британской Air Salvage International, работоспособные двигатели, которые еще можно использовать на другом самолете, обходятся в 2–4 млн долларов, что может составлять до 85% стоимости старого самолета.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Непереработанные остатки старых летательных аппаратов навечно остаются на авиакладбище — например, на таком, как авиабаза ВВС США «Девис-Монтен» в штате Аризона. Помимо них, здесь в законсервированном виде «складировано» более 4400 единиц техники, включая сорок космических кораблей. Это, по-видимому, крупнейший такой объект в мире

Когда владелец самолета принимает решение, что тот больше не поднимется в воздух, из машины сначала извлекают все ценное, что еще можно использовать в других самолетах: двигатели, авионику, элементы топливной системы, тормоза, отдельные детали корпуса и прочее. Все, что невозможно использовать, но можно переработать, отправляется в переработку — в современных самолетах все больше таких материалов.

Как утверждает все та же Air Salvage International, современные авиалайнеры, особенно узкофюзеляжные, могут быть вновь использованы на 95%. Иногда части фюзеляжа и другие элементы не перерабатывают, а отдают целиком заинтересованным пользователям: например, кабину можно использовать для обучения пилотов, часть пассажирского салона — для тренировки бортпроводников или для киносъемок. Еще самолет можно использовать для подготовки пожарных и сотрудников спецслужб.

Оказываются в музее или на постаменте

Пожалуй, самая достойная судьба для старого самолета — стать частью музейной экспозиции. Причем речь тут может идти как о специализированном авиамузее типа Центрального музея ВВС РФ в подмосковном поселке Монино, так и об универсальном собрании образцов науки и техники, как, например, Музей техники в германском Зинсхайме (Auto & Technik Museum Sinsheim). Кстати, последний — единственное место в мире, где можно увидеть оба сверхзвуковых пассажирских авиалайнера — франко-британский «Конкорд» и отечественный Ту-144.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Вероятно, самое впечатляющее собрание летающих (вернее, летавших) машин — превращенный в музей американский авианосец USS Intrepid в Нью-Йорке, он же Intrepid Sea, Air & Space Museum. В его экспозиции не только уникальные образцы американских военных самолетов, но и целый «Конкорд», шаттл «Энтерпрайз», два советских МиГа и российский космический корабль «Союз», летавший к МКС. И все это на фоне небоскребов Манхэттена — авианосец «припаркован» у пирса 86 на реке Гудзон

Ну а самолеты-памятники, установленные на постаментах разной степени изящности, хорошо знакомы жителям многих городов России. Причем вознесенными над землей оказываются не только небольшие военные самолеты (хотя их, конечно, большинство, и они служат памятниками не самим себе, а военным летчикам), но и большие пассажирские авиалайнеры, служащие, например, напоминанием о целой эпохе в истории авиации. Таков, скажем, стоящий вблизи московского аэропорта «Внуково» первый советский реактивный авиалайнер Ту-104.

Начинают новую жизнь

Например, превращаются в музей, ресторан или выставочное пространство. Примеров множество: так, прямо в аэропорту Стокгольм-Арланда стоит авиалайнер Boeing 747-200, превращенный в отель STF Jumbo Stay Stockholm. Авиалайнер совершил первый полет в 1976-м и оставался в строю до 2002-го, пока не разорилась владевшая им авиакомпания с базой в Арланде, где самолет и остался навсегда.

Сегодня отель предлагает как размещение хостелного типа (то есть койко-место в общем помещении на несколько человек), так и отдельные номера с собственным санузлом.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Пожалуй, лучший номер в отеле STF Jumbo Stay Stockholm — этот, расположенный в кабине. Здесь к услугам гостей, помимо собственного душа, балкон с видом на летное поле. Другой интересный вариант размещения — одноместный номер в гондоле двигателя самолета

А вблизи аэропорта Цюриха есть особый авиационный ресторан Runway 34, расположенный в ангаре, построенном над старым (1957 года выпуска) советским пассажирским Ил-14, служившим некогда в ВВС СССР в качестве пассажирского и транспортного борта.

Иной пример такого рода — бар гостиницы TWA Hotel в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди, занимающий салон авиалайнера Lockheed Constellation, — мы рассказывали о ней.

Далековато, и хочется чего-то поближе? Извольте: в Москве на ВДНХ установлен самолет Як-42, в котором регулярно проводятся выставки и мероприятия, в том числе для детей.

Иногда они возвращаются

Последний регулярный авиарейс в истории самолет Lockheed Constellation совершил 11 мая 1967 года — спустя примерно 21 год после первого трансатлантического регулярного перелета по маршруту Нью-Йорк — Париж в составе флота Trans World Airlines. И хотя грузовые, военные и случайные нерегулярные перевозки на этих машинах выполнялись до начала 1990-х, эпоха поршневых винтомоторных самолетов, одним из главных символов которых стал Constellation, закончилась — им на смену пришли турбореактивные лайнеры, более скоростные, надежные и комфортабельные.

Некоторые из более чем 850 выпущенных в разных модификациях самолетов этого типа оказались в музеях, большинство пошли под разделку, и казалось, что полетать на них не посчастливится уже никому и никогда.

Небо уже не зовет: как заканчивают свою жизнь авиалайнеры
Lockheed Constellation во время демонстрационного полета в 2004 году в Швейцарии

Оказалось, что это не так. В конце XX века группа энтузиастов нашла в Доминиканской Республике последний в мире Constellation (в модификации L-1049 Super Constellation), сохранивший коммерческую регистрацию и способность подниматься в воздух. Он был отремонтирован в США, перелетел в Швейцарию и стал выполнять нечастые развлекательные полеты с пассажирами — при финансовом участии общества друзей самолета, Ассоциации участников полетов на Super Constellation (Super Constellation Flyers Association — SCFA) и часовой компании Breitling.

Купив билет на самолет, можно было совершить короткий полет из аэропорта Базеля, познакомиться с историей лайнера и почувствовать себя путешественником образца 1953 года. К сожалению, любая история рано или поздно заканчивается: лишившись поддержи Breitling, SCFA не смогла найти деньги на поддержку летной годности самолета и в 2019 году официально объявила о самороспуске и прекращении полетов своего Super Constellation, который вскоре был продан немецкой инвестиционной компании и отправлен в Германию.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons, STF Jumbo Stay Stockholm / jumbostay.com, Fabrizio Gandolfo/SOPA Images/Sipa USA/Legion Media

Материал опубликован в июле 2019, частично обновлен в декабре 2022

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения