Ежегодно 12 июля во всем мире отмечают Всемирный день бортпроводника гражданской авиации — людей, которые сопровождают нас в мире перелетов и авиапутешествий. Может показаться, что стюарды и стюардессы — беззаботные пташки, порхающие от одного аэропорта к другому и проводящие свободное между перелетами время в бесконечных прогулках по новым для них городам и странам. Это миф: расписание бортпроводников четко регламентировано, график перелетов достаточно плотный, а количество и направления вылетов подбирает система, так что стюардам далеко не всегда удается даже выйти в город в тех местах, куда они летают. Тем не менее среди бортпроводников есть настоящие путешественники, которые легко могут поставить галочку напротив многих удаленных уголков на нашей планете. «Вокруг света» записал рассказ одного из таких профессионалов — Илья Гольчанский более 11 лет работает бортпроводником в компании S7 Airlines и побывал на всех континентах, кроме Антарктиды.
Илья Гольчанский
Бортпроводник компании S7 Airlines
Африка
Моим первым ярким самостоятельным путешествием стала поездка в Марокко. Эта страна манила меня по многим причинам: как уголок неизведанного и таинственного Востока она сохранила его истинный дух: старые улочки, классические шумные базары с колоритными товарами и еще более колоритными продавцами всего на свете — и в то же время позволяла прикоснуться к совершенно другому, непохожему миру. Я вернулся из Марокко под огромным впечатлением и, наверное, «подсел» на путешествия.
Если честно, чем больше времени ты проводишь в небе, чем больше стран и городов видишь с высоты птичьего полета, тем больше хочется исследовать их детально, погружаться в местную кухню, культуру, знакомиться с людьми. Благо, 70 дней отпуска и льготные билеты это позволяют. Так что, съездив в Марокко, Израиль, побывав в нескольких европейских государствах, я понял, что хочу прочувствовать самые далекие и экзотические страны, и поставил себе максимально удаленные цели: побывать в Австралии, Бразилии, Японии.
А в Африке я мечтаю оказаться в Намибии, где нет тропических болезней, но присутствует весь африканский колорит. Говорят, что представителей племени химба можно встретить в традиционном облике — покрытых красной глиной и в набедренных повязках (на фото) — даже в обычном супермаркете!
Австралия и Океания
Когда сбылась моя мечта и я оказался в Сиднее, моим первым впечатлением было ощущение какой-то невероятной эклектики: я вышел из гостиницы и увидел классические невысокие здания, словно перенесенные сюда из Лондона. А следом — здание театра с массивной колоннадой, будто только что вывезенной из Рима. За поворотом — пальмы, высаженные аккуратными рядами, как в Майами. И вот тебя уже, казалось бы, ничего не удивит, но ты видишь огромные стеклянные небоскребы, как в центре Нью-Йорка, и понимаешь, что этот город совершенно потрясающий и на самом деле не похож ни на один другой на Земле!
Моим самым далеким путешествием в этом регионе стала поездка на Фиджи. Я летел через Гонконг, затем через Австралию и еще 4,5 часа над Тихим океаном. Из всех мест, где я был на земном шаре, именно там я встретил самых дружелюбных людей, хотя с виду крупные и высокие папуасы производят скорее устрашающее впечатление. Возможно, так сказывается удаленность от материка, но это невероятно добрые, искренние и отзывчивые люди.
Самое неизгладимое впечатление здесь на меня произвела луна. Мы живем в северных широтах, а Фиджи — наша прямая противоположность. Поэтому, когда наступила ночь, я искренне удивился, увидев спутник Земли «снизу», совсем не там, где ему положено быть. Луна словно выглядывала из моря, оставляя на воде широкий серебряный след. Я видел на Фиджи много красивых мест и вещей — остров Баунти, кстати, тоже находится там, но именно ту луну я всегда вспоминаю как одно из самых ярких воспоминаний из путешествий.
Азия
Азия настолько удивительна во всех своих проявлениях, что даже сложно выбрать самые яркие впечатления. Жаркая Индия, пропитанная специями; уникальный Таиланд, который способен шокировать даже искушенного туриста, Бангкок с его фантастическими небоскребами, необъятный по впечатлениям Китай и, конечно, Япония, которая скорее напоминает какую-то отдельную планету.
Наверное, самое интересное в Азии — это то, как меняется твое восприятие в зависимости от контекста и от количества посещений страны. Так, когда я впервые оказался в Китае, у нас был местный проводник, которого — как сейчас помню — звали Лёня. Он показал нам «сливки»: водил нас по самым отборным ресторанам, в цирк, где акробаты творили чудеса эквилибристики, отвез нас на какие-то фабрики, где можно было купить все, что только душе угодно. Я остался в полном восторге и решил обязательно вернуться. Когда в следующий раз я оказался в Пекине без проводника, то даже не знал, где поесть! Меню в ресторанах выглядит либо как белый ламинированный лист с иероглифами, либо как огромный талмуд с фотографиями, по которым даже невозможно определить, курица перед тобой или рыба! Но, наверное, самой запоминающейся стала поездка в Шаолинь, причем больше всего меня поразил не сам монастырь, а располагающиеся рядом пещеры Лунмынь, где прямо в скалах высечены тысячи гротов и углублений с храмами и гигантскими статуями Будды. Это не очень популярное среди туристов направление, хотя мало что может сравниться с этим местом по монументальности.
А в Японии мне открылась вся разница менталитетов восточных и западных людей. Мне посчастливилось встретиться в Токио с местными знакомыми, которые помогли разобраться в умопомрачительной схеме подземного и наземного транспорта. Они же вызвались сопроводить меня в парк к одному известному монументу. У входа стояла касса и к ней вилась очередь из нескольких десятков человек. Тем не менее вход никто не охранял: не было никакой пропускной системы, даже ленточки, которая хоть как-то препятствовала бы входу. Я предложил просто пройти в парк, чтобы не стоять в очереди, но мое предложение было встречено искренним непониманием: «Как можно пройти, мы же не купили билет? Что значит, никто не мешает пройти — но у нас же нет билета?» Пришлось сдаться и 20 минут простоять в очереди, просто потому, что мои аргументы разбивались о железную логику порядочности и законопослушности.
Европа
Европой кого-либо удивить, наверное, сложно. При наличии шенгенской визы многие ездят туда не то что в отпуск, а просто на выходные — на шопинг, концерт или в оперу. Но есть место, с которым, кстати, я познакомился именно благодаря своей работе. Тут нужно пояснить: большинство наших рейсов — возвратные, а это значит, что ты летишь из точки А в точку Б и практически сразу возвращаешься на том же борте обратно. А есть эстафетные рейсы. Это значит, что ты прилетаешь в точку А, а обратно вместо тебя улетает другая бригада. Ты же можешь остаться в командировке на несколько дней, соблюдая режим предполетного отдыха, конечно.
Так я открыл для себя Канарские острова и Тенерифе с окрестными пляжами с черным вулканическим песком. За счет своеобразного расположения (ближе к Африке, чем к Европе) на островах создается фантастический климат — здесь круглый год поддерживается оптимальная погода. Однако — и вот этот совет от местных меня спас — если вы собираетесь в горы, берите с собой шарф, ветровку и крем от загара 50+, потому что иначе вы рискуете замерзнуть и при этом обгореть, как на горнолыжных курортах. В остальном острова оставляют неизгладимое впечатление: изобилие дешевых и вкусных морепродуктов, приятные относительно материковой Испании цены, качественный сервис и фантастический Атлантический океан заставляют меня возвращаться сюда снова и снова.
Южная Америка
В Бразилии я, будучи фанатом футбола, мечтал побывать с детства. Страна, подарившая миру Роналдо, Пеле и Карлоса, была пределом моих мечтаний. Когда я побывал там, то понял, что ради такого и стоит жить. Небо особого голубого оттенка, океан, белоснежный песок Ипанемы и Копакабаны, теплый морской ветер, мальчишки играют в футбол на свободных пятачках — и над всем этим возвышается статуя Христа. Ощущения исключительные.
Особый шарм всему этому придает кофе. Хоть многие и называют Италию главной кофейной страной, но после Бразилии я готов подвергнуть этот тезис сомнению. Так что если окажетесь в Рио, обязательно попробуйте «кофезиньо» — маленькую порцию кофе, которая по объему напоминает допио, но обладает уникальным насыщенным ароматом и вкусом. Возможно, именно кофе делает жителей этой страны такими энергичными. За те несколько дней, что я пробыл в городе, так прошло несколько праздников и карнавалов, под которые перекрывали весь город.
Северная Америка
В Северной Америке мне удалось побывать в Торонто и своими глазами увидеть легендарный Ниагарский водопад. Смотреть на него, кстати, стоит, именно с канадской стороны, потому что основная «феерия» воды лучше видна и ярче чувствуется именно там. Самое интересное, что издалека или на фотографиях он не производит и половины того эффекта, который создается в непосредственной близости. Шумный, гулкий, при этом стройный, красивый и ровный, он завораживает своей природной мощью.
Но как бы не было банально это признавать, одним из моих самых любимых городов в мире был и остается Нью-Йорк. Наверное, любовь к этому городу идет у меня еще из детства, так как когда я впервые оказался там, то первым делом бросил вещи и отправился к «тому самому отелю», где в одиночестве жил юный Макколей Калкин в «Один дома 2». Значимую роль здесь играет и моя любовь к мегаполисам — именно там я чувствую себя максимально гармонично и спокойно, несмотря на окружающую суматоху и суету. Чем больше людей (а Нью-Йорк — это настоящий melting pot из национальностей, рас, языков, кухонь, культур и стилей), тем большей рыбой я чувствую себя в океане. Все в этом городе кипит и бурлит, и, наверное, его лучшее отражение — это Медисон-сквер-гарден, огромный зал, где в течение дня может пройти сперва баскетбольный матч, а затем хоккейный, после чего вечером выступить Мадонна. В этом весь Нью-Йорк — он постоянно открывается для тебя с разных сторон. В будущем я бы очень хотел проехать США с востока на запад, увидеть «одноэтажную Америку», посмотреть природные красоты и добраться до Западного побережья.
Фото: Getty Images, Илья Гольчанский