С конца 1940-х — начала 1950-х годов СССР и США вели напряженную космическую гонку, и каждая страна хотела быть первой во всем. Так, Советский Союз первым запустил искусственный спутник и отправил человека на орбиту, а США взяли реванш лунной программой. Vokrugsveta.ru вспоминает основные этапы космической гонки, в которой соревновались СССР и США.
В начале была ракета
Точкой отсчета космической эры стало 4 октября 1957 года, когда первый советский искусственный спутник поднялся на околоземную орбиту. Примечательно, что эта дата празднуется сегодня не как День космонавтики, а как День космических войск. Впрочем, все вполне закономерно — спутник был не самоцелью, а побочным результатом программы по созданию баллистических ракет дальнего действия.
Первой такой ракетой в мире стала немецкая «Фау-2»: в конце Второй мировой она была впервые применена в бою. Оружие было грозным, но не слишком эффективным: около половины ракет взрывалось в воздухе, а точность попадания оказалась низкой.
Тем не менее «Фау-2» наглядно продемонстрировали, что государства, в чьем арсенале есть баллистические ракеты дальнего действия, могут диктовать миру свои правила. Кстати, именно «Фау-2» с формальной точки зрения стала первым искусственным объектом, побывавшим в космосе: она не добралась до околоземной орбиты, но вышла в суборбитальную зону, достигнув при вертикальном запуске высоты 188 км.
СССР и США начали гонку за первенство: кто раньше соперника сможет разработать более точный, надежный и эффективный прототип. В рукаве у Штатов был солидный козырь: создатель «Фау-2» Вернер фон Браун вместе со своей командой сдался американским солдатам в последние дни войны. Позднее под его руководством разрабатывалась серия космических кораблей «Аполлон».
Кроме того, США вывезли из Германии более 100 готовых ракет в разобранном виде и впоследствии провели серию испытательных запусков. Впрочем, военные быстро списали «Фау-2» со счетов, переключившись на собственные, более передовые разработки.
СССР также задействовал все ресурсы, чтобы создать свои ракеты, превосходящие и немецкие, и американские. Естественно, они рассматривались как потенциальные носители ядерного оружия. В 1953-м начались испытания Р-5 с дальностью 1200 км, а несколькими годами позднее — Р-7 с дальностью до 8000 км. Именно эта ракета и вывела на орбиту первый в истории искусственный спутник Земли.
Размер имеет значение
Легендарный «Спутник-1» провел на орбите 92 дня, совершив 1440 оборотов вокруг планеты, а потом потерял скорость, начал снижаться и сгорел в верхних слоях атмосферы. Его технологический дубликат хранится на почетном месте в московском Музее космонавтики. Многие, видя последний впервые, удивляются, насколько он мал — небольшой стальной шарик вместо мудреного устройства солидных габаритов.
На самом деле изначально планировалось, что первый спутник будет большим: на Р-7 хотели выводить на орбиту сложную исследовательскую лабораторию массой более 1000 кг. Запуск планировался на 1957–1958 гг., но уже к концу 1956-го стало ясно, что уложиться в сроки не получится, при этом ОКБ-1 под руководством Сергея Королева с ракетами успевало вовремя.
Королев был обеспокоен отсрочкой и обратился в Совет Министров СССР с предложением запустить не лабораторию, а небольшой и простой спутник. Идею одобрили, и после серии испытаний запуск был назначен на 6 октября 1957 года. Однако за несколько дней до предполагаемого старта Королев получил телеграмму, из которой выяснилось, что 6 октября 1957-го в Вашингтоне должен состояться доклад «Спутник над планетой». Королев не знал, что именно там будет сказано, но из опасений, что это будет сообщение о запущенном американцами спутнике, перенес старт на два дня. Как выяснилось впоследствии, ничего подобного США не планировали, но этот шаг чуть-чуть приблизил начало космической эры.
Первый американский спутник «Эксплорер-1» взлетел только через несколько месяцев — 1 февраля 1958 года. Он был еще меньше и ровно в десять раз легче советского собрата: масса «Эксплорера-1» была всего 8,3 кг, примерно половина которых приходилась на научную аппаратуру. Спутник поднялся на более высокую орбиту, неся с собой счетчик Гейгера и датчик метеорных частиц, благодаря которым были открыты радиационные пояса Земли.
Космический ковчег
После запуска спутника космическая гонка стала еще более напряженной. Было очевидно, что полет человека в космос — вопрос не столь отдаленного времени и что счет идет скорее на месяцы, чем на годы.
В обеих странах начались испытания летательных аппаратов с животными на борту — точнее, продолжились, поскольку суборбитальные запуски проводились и до этого. В США сделали ставку на обезьян как ближайших родственниц человека, в СССР миссию первых космонавтов доверили собакам — дворняги, которых подбирали на улице, отличались выносливостью и умели выживать в самых тяжелых условиях, к тому же легко поддавались дрессировке.
Первых американских макак-астронавтов звали как коронованных особ: одним и тем же именем с порядковым номером, — Альберт I, Альберт II и так далее. Американцы были готовы отправить человека в космос после успешного полета шимпанзе Хэма, который состоялся 31 января 1961 года. Сергей Королев, в свою очередь, сделал обязательным условием благополучное возвращение на землю как минимум двух «Востоков» с собаками на борту, причем подряд.
В итоге 9 марта 1961-го успешный виток вокруг земли совершила собака Чернушка в компании манекена по прозвищу Иван Иванович, а 25 марта того же года, за 18 дней до полета Юрия Гагарина, на орбиту слетала собака Удача, которую первый космонавт планеты переименовал в Звездочку.
Дальше дело было за человеком. Отбор претендентов на историческую роль в СССР и США проходил по разным критериям — скорее всего, первый отряд американских астронавтов, набранный в рамках программы «Меркурий», не прошел бы отбор в первый советский космический отряд, и наоборот.
Например, в СССР были более жесткие ограничения по росту и максимально допустимому возрасту — 170 см и 35 лет против 180 см и 40 лет в США соответственно. В свою очередь, американцы предъявляли высокие требования к опыту и образованию претендентов — высшее образование и не менее 1500 часов налета. В СССР образование не играло особой роли, а планка по налету была гораздо ниже. Так, Юрий Гагарин к моменту зачисления в космический отряд налетал чуть более 250 часов, тогда как у будущего первого американского астронавта Алана Шепарда было более 8000 часов, а у его дублера Джона Гленна — около 9000 часов.
Тем не менее, когда 12 апреля 1961 Гагарин сказал перед историческим стартом свое легендарное «Поехали!», его американский коллега Алан Шепард еще только готовился к миссии. Старт американца состоялся тремя неделями позже, 5 мая 1961-го, а полет не был орбитальным. Гагарин провел в космосе 108 минут и совершил виток вокруг Земли, а Шепард лишь поднялся в суборбитальное пространство и вернулся обратно. Первым американским астронавтом на орбите стал Джон Гленн, который три раза облетел земной шар 20 февраля 1962 года.
Далеко ли до Луны?
После того как Советы опередили США в запуске первого спутника и отправке первого человека в космос, на кону оставался только один крупный неразыгранный козырь — полет на Луну. Если Америка упустила бы и этот шанс, то лидерство СССР в освоении космоса стало бы безоговорочным. Поэтому Штаты сосредоточили все усилия на лунной программе. В мае 1961 года года президент Кеннеди выступил перед Конгрессом США с программной речью, в которой заявил: «Страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю».
Программа пилотируемых космических полетов «Аполлон» была задумана еще раньше, в 1960 году, но тогда президент Эйзенхауэр не считал пилотируемую космонавтику перспективной. Кеннеди, занявший президентское кресло в январе 1961-го, придерживался противоположной точки зрения, и «Аполлону» был дан зеленый свет, а заодно и выделены солидные бюджеты.
Советский Союз не собирался уступать Луну американцам — ее покорение было запланировано на 1967 год, на который приходилось 50-летие Октябрьской революции. Однако советская лунная программа была утверждена на три года позднее, чем американская, что само по себе дало заметное отставание. Тормозило процесс и соперничество нескольких советских конструкторских бюро, в результате которого шла параллельная работа над одними и теми же проектами, то есть уходило драгоценное время и тратились ненужные средства. В 1966 году умер Королев, что также сыграло свою роль.
Несмотря на череду неудач, СССР первым вывел аппарат с животными на борту на лунную орбиту: в сентябре 1968 года облет вокруг Луны совершил беспилотный корабль «Зонд-5». В нем находились две среднеазиатские черепахи, а также насекомые, бактерии, растения и культуры человеческих клеток. «Зонд-5» со своим «экипажем» благополучно вернулся на Землю и приводнился в Индийском океане, откуда был доставлен в СССР. Этот полет обеспокоил Запад: с аппарата на Землю передавались голосовые записи для проверки каналов связи. Их перехватила британская радиообсерватория, что сначала привело к ошибочному выводу об отправке советских космонавтов на Луну.
И хотя правда выяснилась быстро, в США полет «Зонда-5» восприняли как тревожный сигнал. К этому моменту «Аполлоны» отправлялись в космос только в беспилотном режиме. Первый пилотируемый запуск планировался на январь 1967 года, но в ходе подготовки случился пожар, и все три члена экипажа — Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи — погибли. Как следствие, пилотируемые полеты «Аполлонов» были отложены на полтора года для проведения расследования и доработки кораблей.
Когда стало известно о том, что советские черепахи облетели вокруг Луны, в США сделали вывод, что очень скоро на месте черепах может оказаться человек — и это будет не американец. Поэтому НАСА ускорилось, и уже в октябре 1968 года был запущен пилотируемый «Аполлон-7» на околоземную орбиту, а через пару месяцев, 27 декабря, «Аполлон-8» совершил первый в истории пилотируемый облет Луны с Фрэнком Борманом, Джеймсом Ловеллом и Уильямом Андерсом на борту.
Все точки над i
В гонке оставалось поставить финальную точку — высадить человека на Луну. Теперь преимущество было на стороне США. Ставка в советской лунной программе делалась на сверхтяжелую ракету-носитель Н-1, которая должна была вывести пилотируемый летательный аппарат на лунную орбиту. Однако все четыре ее тестовых запуска — два до высадки американцев на Луну и два после — оказались неудачными. О том, чтобы успеть к 50-летию революции, речи уже не шло, важно было опередить американцев.
Все планы были перечеркнуты полетом «Аполлона-11», на котором до Луны добрались Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз. Армстронг и Олдрин в лунном модуле достигли поверхности Луны и совершили высадку: Армстронг, командир экипажа, первым, а Олдрин, пилот модуля, — вторым.
Впрочем, дело было вовсе не в иерархии — напротив, изначально предполагалось, что порядок будет обратным. Однако выход из модуля находился со стороны командирского кресла, и перелезть через него в тесной капсуле было сложно: при тестовых попытках совершить такую рокировку макет модуля получил повреждения. Так что 21 июля 1969 Нил Армстронг совершил тот самый маленький шаг, который стал, по его же собственным словам, огромным скачком для всего человечества.
В общей сложности американцы высадились на Луну шесть раз, СССР же после упомянутых неудач с ракетой Н-1 свернул программу пилотируемых полетов к спутнику Земли, ограничившись запуском самоходных аппаратов «Луноход» для исследования его поверхности и доставки лунного грунта. Одержать первенство требовалось чисто по политическим мотивам, стратегических выгод полет на Луну не приносил, к тому же требовал колоссальных инвестиций.
Фото: Getty Images, Discovery Channel
Материал опубликован в июле 2019, частично обновлен в июле 2023