«Вокруг света» разобрался, правда ли, что…
Антуан де Сент-Экзюпери выжил в нескольких авиакатастрофах
Да
Исследователи насчитали свыше десяти падений. Самые известные аварии произошли, когда Сент-Экзюпери совершал экспериментальные рейсы на большие расстояния: никто не мог предсказать ни погодные условия, ни как поведет себя самолет, ни выдержит ли пилот небывалые нагрузки.
В 1935 год направлявшийся из Парижа в Сайгон самолет с писателем и механиком упал посреди Ливийской пустыни. Их нашли и спасли бедуины. А в 1938 году во время перелета Нью-Йорк — Огненная Земля самолет Сент-Экзюпери потерпел крушение в Гватемале.
Сент-Экзюпери был графом
Да
Он унаследовал титул от отца, представителя древнего аристократического рода. Однако семья обеднела, и ни в детстве, ни в зрелые годы Сент-Экзюпери не вращался в кругах знати. Он прохладно относился к своему происхождению и титулу. В годы работы на почтовых авиалиниях в Северной Африке летчик даже просил мать не адресовать письма «графу Сент-Экзюпери», поскольку конверты попадали на глаза многим людям и титул создавал дистанцию между ним и его коллегами и друзьями недворянских кровей.
Знаменитый летчик был интеллигентом-белоручкой
Нет
Он начинал с самой простой работы и пробился в летчики из механиков, обслуживавших самолеты. Работая на почтовом пункте в Африке, на границе с Сахарой, авиатор сам ремонтировал машины, так как механиков там не было. Грязные от тяжелой работы руки — повторяющийся мотив в его письмах.
Книга «Маленький принц» впервые была опубликована во Франции
Нет
Сент-Экзюпери написал знаменитую сказку в эмиграции, когда его родную Францию оккупировали немцы. Книга вышла в 1943 году в Нью-Йорке сразу на английском и на французском языках в издательстве Reynal & Hitchcock. Во Франции «Маленький принц» был напечатан только после Второй мировой войны — в 1946-м.
Сент-Экзюпери ездил в СССР
Да
В 1935 году газета Paris-Soir, в которой он тогда работал, отправила Антуана в Москву специальным корреспондентом. Он описал свои впечатления в нескольких статьях, надиктованных по телефону.
Репортер прибыл в Москву накануне Первого мая, но у него не было разрешения на посещение празднеств, двери отеля оказались заперты, и Сент-Экзюпери пришлось вылезти в окно. Во время визита в СССР ему довелось полетать на гигантском самолете «Максим Горький», а на следующий день гордость советского авиастроения столкнулась в воздухе с самолетом сопровождения и потерпела крушение.
Сент-Экзюпери сделала несчастным жена-истеричка
Нет
В том, что жизнь четы редко бывала мирной, виновата не только и не столько Консуэло: оба супруга обладали взрывным темпераментом и позволяли себе измены. Сент-Экзюпери сорвал со скандалом первую попытку пожениться, не скрывал от Консуэло романов на стороне. Когда страдавшая от депрессии супруга оказалась в психиатрической клинике, где ее морили голодом, писатель долго отказывался забрать Консуэло оттуда, хотя она умоляла об этом и жаловалась на невыносимый режим.
В 1942 году именно Консуэло нашла в Нью-Йорке дом и обеспечила писателю условия, в которых он создал и довел до совершенства «Маленького принца». Жена стала прототипом взбалмошной и кокетливой Розы из этой сказки.
У него был роман с внучкой российского императора
Да
С Натали Палей. Внучка Александра II и двоюродная сестра Николая II во Франции стала популярной актрисой и манекенщицей, а в 1933 году переехала в США. В Штатах в 1942-м у Натали и случился короткий роман с Сент-Экзюпери. Переписка между ними продолжалась до гибели писателя.
Сент-Экзюпери был рабовладельцем
Нет
Миф восходит к реальной истории, случившейся, когда он служил в почтовой авиакомпании «Аэропосталь» в Северной Африке. Тогда Сент-Экзюпери выкупил раба у местного кочевого племени — разумеется, не собираясь оставлять его в личной собственности, а желая дать человеку свободу. Деньги Сент-Экзюпери собирал по друзьям и знакомым. Мужчину выкупили, снабдили его приличной суммой и переправили в соседний город.
Летчика сбил почитатель его творчества — брат исполнителя русских песен
Вряд ли
В 2008 году бывший пилот люфтваффе немец Хорст Рипперт, сводный брат артиста Ивана Реброва, признался, что это он сбил Сент-Экзюпери 31 июля 1944 года над Средиземным морем недалеко от Лазурного Берега. По словам Рипперта, в тот день он вылетел на поиски самолета-разведчика союзников, нашел его, подбил и видел, как машина рухнула в воду, а через несколько дней из радиоперехвата узнал, кого погубил.
Однако в сохранившихся документах нет рапорта немецкого пилота о сбитом самолете противника. Рипперт объясняет это тем, что записи погибли еще во время войны, но версия не подтверждается данными из других источников.
На обломках самолета Сент-Экзюпери, найденных в 2000 году, нет следов обстрела — впрочем, водолазы подняли из воды лишь малую часть корпуса. В архивах не нашлось отчетов о воздушных боях в тот день в этом районе, так что единственный свидетель в пользу версии Рипперта — сам бывший летчик люфтваффе. При этом, по его собственным словам, он признался для того, чтобы Сент-Экзюпери не считали самоубийцей и дезертиром.
БИОГРАФИЯ
Антуан де Сент-Экзюпери
1900 — родился в Лионе в семье инспектора страховой компании — обедневшего аристократа.
1912 — совершил первый полет, напросившись в кабину к опытному авиатору.
1919 — провалил конкурс в Военно-морское училище и поступил в Академию художеств на архитектурное отделение.
1921 — добровольно прервал отсрочку от армии; получил права военного летчика.
1923 — пережил первую серьезную авиакатастрофу и получил первую тяжелую травму; был демобилизован.
1926 — опубликовал первую новеллу — «Летчик».
1931 — женился на Консуэло Гомес Каррильо, уроженке Сальвадора.
1936–1937 — работал военным корреспондентом на Гражданской войне в Испании.
1939 — вышла его книга «Планета людей»; получил за нее главную премию Французской академии. После начала Второй мировой войны был мобилизован в авиацию.
1941–1943 — после демобилизации из-за подписания мирного договора между правительством Виши и гитлеровской Германией жил в США, написал там «Маленького принца».
1943 — вернулся на фронт в разведывательную авиацию.
1944 — вылетев на задание, пропал без вести.
Фото: AP, AKG (X2), AFP (X4) / EAST NEWS, GETTY IMAGES (X3), ФОТОХРОНИКА ТАСС, HEMIS, ALAMY, PHOTONONSTOP / LEGION-MEDIA
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, август 2019