«Что такое Спа?» — «Это курортный городок в Бельгии, где автогонщики часто проводят свой уик-энд!»
С этого анекдота или каламбура и хотелось бы начать рассказ об одной из старейших гоночных трасс в мире — автодроме Спа-Франкоршам, на котором проходят самые сложные, зрелищные и опасные соревнования в мире — марафон «24 часа Спа».
Свое название автодром получил по имени расположенного вблизи курортного городка Спа, славящегося лечебными водами. Наверное, понять вышеизложенный анекдот проще человеку, так или иначе связанному с автоспортом, ведь его смысл заключается в том, что гонки традиционно проходят в последние дни недели, так называемый гоночный уик-энд, когда обычные гости Спа традиционно отдыхают, расслабляясь на спа-процедурах.
А вот на автодроме в Спа особо не расслабиться: сложнейшая трасса со множеством спусков и подъемов держит пилота в постоянном напряжении даже в сухую погоду в светлое время суток. Если же начинается дождь, особенно ночью, то за свою смену за рулем гонщик оказывается выжат полностью — как физически, так и психологически.
Вот что рассказал после своей ночной смены в этом году опытнейший пилот Леонид Мащицкий, который провел «24 часа Спа» за рулем Lamborghini Huracan :
— Честно говоря, мне впервые за 14 лет гоночной карьеры было реально страшно на трассе, ведь ты едешь со скоростью в 200 км/ч и из-за дождя и темноты не видишь перед собой дальше чем в пяти метрах. В этот раз риски перешли все возможные грани, а в Спа с этим не шутят...
В прошлом году знаменитый 24-часовой марафон отпраздновал свое 70-летие. За эти годы он много раз менял название и регламент, но так и остался одной из сложнейших суточных гонок в мире. Об одной из них, «24 часа Нюрбургринга», мы рассказывали совсем недавно. Еще две тоже у всех на слуху: это «24 часа Ле-Мана», проходящая во Франции с 1923 года, и гораздо более «молодые» «24 часа Дайтоны», проводящиеся на Американском континенте с 1962 года.
И все же что такое эта трасса в Спа, про которую в свое время еще Михаэль Шумахер сказал, что никогда не испытывал за рулем столь ярких впечатлений? И почему многие знаменитые пилоты мечтают хоть раз в жизни проехать гонку «24 часа Спа», не говоря уже о том, чтобы выиграть ее?
История автодрома и гонки
В 1921 году около деревушки Франкоршам, что недалеко от городка Спа, была построена новая гоночная трасса. Так же как и немецкий Нюрбургринг, трасса располагалась в горной местности, в Арденнских горах, что повлияло на ее профиль, изобилующий спусками и подъемами, а также слепыми и опасными поворотами. Так же как и Эйфелевы горы, Арденны были покрыты лесами и деревья росли вплотную к треку, что только усиливало опасность для пилотов. Но так же как и в Ле-Мане, часть трассы проходила по дорогам общего пользования, через ближайшие деревушки, и эти дороги перекрывались на время соревнований. В те времена так было принято: гоняться на смертельно опасных треках и делать это к радости зрителей.
Первый Гран-при в Спа Бельгийская автомобильная федерация и Королевский автомобильный клуб Бельгии провели год спустя после открытия трассы, а в 1924-м, вслед за Ле-Маном, здесь состоялся первый суточный марафон, на старт которого выехало целых 27 экипажей! Интересный нюанс: для освещения трассы по ее периметру тогда установили 200 ацетиленовых ламп, ведь фары на автомобилях тех лет практически не давали света. В наши дни освещения на треке в Бельгии фактически нет — только в зоне паддока, — но и современных ярких фар хватает, для того чтобы превратить ночь в день. У этого феномена есть и оборотная сторона: тот же Мащицкий рассказал, что ночью, кроме белого света фар, в зеркалах заднего вида не видно вообще ничего. И это очень осложняет соревнование.
Довоенные гонки в Спа, как и сам трек, имели свои взлеты и падения. А Вторая мировая война и вовсе опустошила автодром: он был почти полностью разрушен, а большая часть населения окружающих городков погибла. Автодром был восстановлен только к 1948 году, и в этот же год туда вернулась гонка «24 часа Спа». Но послевоенные гонки проходили сложно: участников было мало, а пелотон состоял в основном из довоенных моделей. Очень скоро гонки в Спа потеряли статус чемпионата мира, и 24-часовая гонка исчезла из календаря вплоть до 1964 года.
Возрождение марафона проходило непросто, ведь у конкурентов в Германии и Франции не было столь долгого вынужденного перерыва, и у них уже давно сформировалось блестящее реноме и свой собственный, постоянный состав участников. Организаторы в Спа решили не конкурировать с другими марафонами, а пригласить к участию автомобили класса туринг, которые были несправедливо обойдены вниманием со стороны того же Ле-Мана. Гонка 1964 года получилась массовой и праздничной, к участию были заявлены заводские команды Alfa Romeo , BMC , BMW, Citroën, Ford, Lancia, Mercedes и другие. Марафон был спасен.
Почти 20 лет автодром в Спа был домом для туринга, но к концу 1980-х этот класс в автоспорте стал понемногу отмирать, и организаторы были вынуждены снова пересмотреть регламент. За следующие 10 лет они делали это неоднократно, меняя классы и требования, но так и не могли добиться стабильного интереса к происходящему на трассе. Пора было бить в колокола...
Суперкары на трассе в Спа
Началом новой эпохи для знаменитого марафона стал 2001 год. Гонка «24 часа Спа» проводилась в рамках Чемпионата FIA GT — для очень мощных и, безусловно, красивых автомобилей категории Gran Turismo . Одним из организаторов стал Стефан Раттель, имевший опыт проведения соревнований GT , он и возродил знаменитые заезды в Арденнах.
Трибуны обмирали, когда мимо них с безумным рычанием и на сверхкосмических скоростях проносились Ferrari, Porsche, Maserati, Chrysler Viper, Aston Martin, BMW и другие. Это было невероятное зрелище, непривычное для европейских зрителей. За несколько лет Раттель добился того, что гонка «24 часа Спа» вновь стала считаться одной из самых амбициозных и престижных на континенте, а в 2010-м изменилось название организатора (но не он сам). Раттель продолжал проводить марафон, но уже не под эгидой Чемпионата FIA GT , а в рамках собственной серии под названием Blancpain GT Series . На старт выходило более 60 экипажей, и эта эпоха, продолжающаяся и по сей день, стала самой успешной за всю историю бельгийского марафона.
Леонид Мащицкий начал выступать в Blancpain GT Series фактически с момента ее основания и сменил несколько автомобильных брендов, успев поездить за рулем Aston Martin, BMW, Mercedes и Porsche . Но все же свой окончательный выбор он сделал, когда проехал гонку на Lamborghini Huracan в 2016 году. А в 2018-м он завоевал сразу четыре титула по итогам сезона — два в личном и два в командном зачете.
Для Леонида гонки — это не профессия и способ заработать на жизнь, а увлечение всей жизни. При этом по своему подходу к делу он легко может сравниться и с профессиональными пилотами, а уж по опыту и подавно.
— Гонки для меня — это не адреналин, потому что адреналин выделяется в каких-то чрезвычайных ситуациях. Я получаю от гонок дофамин — это такой гормон счастья, настоящий наркотик, — говорит Леонид. — На самом деле разница между мной и суперпрофессиональным пилотом — крохотные десятые или сотые в различных поворотах и сложных участках. Проблема в том, чтобы собрать быстрый круг, минимизировав эти потери. В Спа это сделать чрезвычайно сложно, но я все время учусь. Хотя в некоторых местах я стараюсь рисковать чуть меньше, чем профессионалы: я всегда помню, что дома у меня четверо детей.
Воскресенье начинается в среду
Гоночный уик-энд 24-х часового марафона в Спа начинается в среду с одного из красивейших зрелищ в мире: парада пилотов и автомобилей, который проходит по маршруту с автодрома в Арденнах до центра города Спа. Посмотреть на это зрелище собираются тысячи зрителей, ведь наряду с Гран-при Бельгии «Формулы-1», проходящим на этой же трассе, для местных это главное событие года.
Парад пилотов в центре Спа
На несколько часов город оказывается захвачен невероятно красивыми, дорогими и мощными гоночными автомобилями: в этом году только в главной гонке уикенда на старт вышло 72 суперкара самых известных брендов. Помимо них на улицах Спа были выставлены и другие машины, выступающие в сериях поддержки, а также различные шоу-кары.
Все улицы и площади Спа в эти часы заполнены до отказа: ведь здесь можно не только увидеть всех участников, но пообщаться с пилотами и сфотографироваться рядом с автомобилями.
Гонка продолжается
Почему же всех пилотов так тянет на автодром в Спа? Наверное, потому, что это одна из самых непредсказуемых трасс в мире, покорить которую считается большим достижением.
Она состоит из поворотов и участков, названия которых у всех на слуху благодаря их невероятной сложности и опасности: знаменитый О’Руж, слепой Радильон, извилистый Ле-Комб, труднейший Бланшемон, непредсказуемая «Автобусная остановка». Вдобавок к этому главным фактором здесь является климат: днем может быть 30-градусная жара и солнце, а к ночи температура порой опускается до отметки в +10 °C и начинается дождь.
В этом году в конце апреля на трассе вдруг пошел снег, и этап одного из чемпионатов проходил под медленно падающими и тающими снежинками. Любой пилот, выходивший на старт этого марафона, скажет, что нет условий хуже, чем ночная гонка в Спа в непогоду, когда из-за дождя, нулевой видимости, фар соперников и бликов на мокром асфальте приходится ехать буквально на ощупь... и при этом на безумных скоростях.
Леонид Мащицкий проехал по трассе в Арденнах тысячи километров — на тренировках, квалификациях и гонках. По его словам, трек в Спа нельзя понять и выучить: любое погодное и климатическое изменение, любая прошедшая гонка делают его новым и непредсказуемым. Появившаяся выбоинка на асфальте, дополнительный накат резины, дождь или туман, — и никакая, даже самая тщательно выстроенная система не позволит избежать ошибки. Как и на любой трассе, чтобы победить здесь, нужно обладать особым чувством, интуитивно позволяющим проходить круг за кругом, избегая инцидентов.
— Спа, на мой взгляд, одна из самых сложных и интересных трасс, здесь много уникальных поворотов, обусловленных географическим расположением автодрома, а рельеф местности с большими перепадами высот только подчеркивает ее нестандартную конфигурацию, — говорит гонщик. — Я выступал здесь много раз, но каждую гонку Спа преподносит что-то новое. Каждый раз это борьба и преодоление, именно поэтому здесь всегда так интересно!
«24 часа Спа»
В этом году именно в марафоне в Спа досрочно решалась судьба титула в классе Am , где выступает Леонид вместе с двумя партнерами по экипажу — финном Патриком Куйала и швейцарцем Адрианом Амштуцем. За 24-часовую гонку в Спа можно получить очков в два раза больше, чем за любую другую в течение сезона, поэтому именно здесь разворачивается главное сражение. Очки начисляются не только по итогам всего соревнования, но и лучшим девяти экипажам на рубеже в 6 и 12 часов гонки. Поэтому свою гоночную стратегию в этой ситуации команды выстраивают не на одну гонку, а на три: то есть на первые шесть часов, на вторые шесть часов и на завершающий период.
— Вся наша гонка и весь наш сезон был соперничеством с Aston Martin команды Garage 59, как прямым на трассе, так и стратегическим, — делится впечатлениям Мащицкий. — Но, конечно, никогда не бывает так, чтобы все прошло как по маслу. Например, один раз во время режима желтых флагов на питлейне по ошибке включили красный светофор, который включается только во время выезда автомобиля безопасности. Нам повезло, что наши соперники тоже были в это время на пит-стопе, и мы не потеряли времени.
По словам Леонида, один из самых запоминающихся моментов гонки произошел на шестичасовом рубеже, когда пошел дождь, а все машины еще были на сликах. На одной чаше весов были существенные очки за промежуточный финиш в десятке, а на другой — безопасность пилота. За рулем Lamborghini Huracan #77 находился Патрик Куйала, который принял решение продолжать гонку и в итоге привез столь ценные для команды очки, а вот пилот Aston Martin свернул на питлейн, чтобы поменять резину. В этот момент стало понятно, что этот раунд команда Леонида выиграла.
Первым оказался экипаж и на двенадцатичасовом рубеже, а на следующем отрезке Aston Martin попал в серьезную аварию и сошел с трассы. Для Леонида и его экипажа это означало досрочную победу в чемпионате и второй подряд титул, судьба которого решалась именно в Спа.
— После аварии Aston Martin мы решили слегка поумерить свой пыл: ведь мы все равно уезжаем отсюда чемпионами, признается российский пилот. — Но это не значит, что мы завершили борьбу в сезоне: впереди еще один этап, выиграть который тоже будет престижно.
На счету Леонида Мащицкого много побед и подиумов в различных соревнованиях, но кубки, завоеванные в Спа занимают в его рабочем кабинете отдельное место и неизменно вызывают белую зависть готсей. Здесь и в самом деле есть чем гордиться: Спа покоряется далеко не каждому.
Фото: автора, команды Barwell Motorsport и SRO