Преодолев всего несколько десятков километров по японской земле, можно попасть из будущего в прошлое, и наоборот.
Поезд из аэропорта долго едет по желобу тоннеля. За окном мелькает лишь бетонная стена. Неожиданно состав выскакивает на божий свет. В глаза бросается этажерка залитых водой рисовых полей. Каждое едва ли больше пяти соток. Крошечный треугольник суши засыпан гравием и поблескивает высокотехнологичной солнечной батареей. Пересадка в центре Токио, и футуристичный синкансэн отъезжает на запад страны. Высокоскоростной состав разгоняется до 270 км/ч. Стюард раздает бэнто — шкатулки с едой. Подобными японцы пользуются больше четырех веков.
Еще пару часов пути — и мы в рёкане, гостинице в национальном стиле. На дверях традиционные деревянные решетки сёдзи, оклеенные бумагой. Открываю одну из них — и утыкаюсь в стеклопакет. В ванной комнате — высокоинтеллектуальный унитаз. Но саму ванну заменяет стоящая на террасе номера купель с горячей минеральной водой. Помимо привычного банного халата в шкафу лежит кимоно юката трех размеров на выбор. Вечером отправляемся на чайную церемонию. И снова реальность не подтверждает ожидания. Вместо татами и низких столиков — барная стойка. Не нужно облачаться в кимоно и сидеть на коленях. Но главная философия заведения — хорошо провести время с семьей — сохранена. Япония — это не форма, Япония — это суть.
Храм Дадзайфу Тэммангу
После смерти отправленного в ссылку поэта, ученого и придворного чиновника Сугавары-но Митидзанэ на Киото обрушились несчастья. Для умиротворения мстящего духа поэт был назван небесным покровителем наук и литературы. Святилище построено на могиле Сугавары-но Митидзанэ.
Чайный дом «Йородзу»
Здесь проводят современную чайную церемонию: мастер может приготовить из одной порции сухого чая три разных напитка с отличающимися вкусами.
Пещера Акиёсидо
Самая большая карстовая пещера в Японии. Длина залов со сталактитами, колоннами и бассейнами с известковыми отложениями — более 8 км.
Рисовые террасы Юя
Вечерний вид на залитые водой поля и рыбацкие лодки внесен в сборник «100 рисовых террас Японии».
внутренний космос
Тест-драйв:
Город Тоёта называют японским Детройтом — здесь находится центр автомобильного дизайна Lexus . Футуристичный купол утопает в зелени сада.
— Вот исходный лист, вот он уменьшился вчетверо — его поверхность покрылась складками. Это по-прежнему цельный лист, здесь нет разрезов, его просто складывали.
— Как оригами?
— Да. Такуми работал над этой технологией несколько лет.
— Такуми?
— Мастер, который занимается ремеслом дольше шестидесяти тысяч часов. Мы отбираем мастеров для пошива кожаной обивки салона с помощью нескольких испытаний. Одно из них — оригами. За полторы минуты нужно сложить кошку. Но сделать это необходимо одной рукой: левой, если вы правша.
По соседству слышу:
— Это текстура бумаги васи, ею оклеивают двери в домах.
— И что, для автомобильных дверей тоже используют васи?
— Нет. В салоне пластик, но его фактура имитирует васи.
Резной хрусталь, оригами, васи... Все эти традиционные материалы вносят уют ремесленного искусства в продукт высокотехнологичного производства — автомобиль Lexus LS 500 .
Фото: LEXUS (X3), THESE DATA ARE DISTRIBUTED BY THE LAND PROCESSES DISTRIBUTED ACTIVE ARCHIVE CENTER (LP DAAC), LOCATED AT USGS/EROS, SIOUX FALLS, SD.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2019