Носить с собой зонтик в Болонье — к неудаче. Да и зачем? Весь исторический центр можно исходить под портиками. Эти своеобразные коридоры вдоль зданий возникли благодаря студентам университета. Когда в XI веке в Болонье образовался университет, сюда хлынули жадные до знаний молодые люди со всей Италии, а потом и Европы. Остро встал вопрос с жильем. Предприимчивые горожане начали в спешке надстраивать над тротуарами дополнительные комнаты в своих квартирах, чтобы сдавать их студентам.
Здания расширялись на всех этажах, кроме первого, где размещались лавки, магазины и траттории. А чтобы нависающие над улицами дома не рухнули, их подпирали деревянными балками. С течением времени большинство этих балок обложили кирпичной кладкой, оштукатурили и покрасили. Но в отдельных местах остались деревянные подпоры, которые показывают туристам как образец зодчества той эпохи. Общая протяженность портиков достигает 53 километров! Правда, сегодня учащихся настолько много, что даже эта архитектурная находка не решает их проблем с жильем.
Кампусы для бедных
— Здесь нет единого университетского кампуса, — говорит студентка Унибо (Unibo — официальная аббревиатура Università di Bologna) 30-летняя журналистка из Питера с румынскими корнями Вероника Флория. Вероника оканчивает первый курс факультета ДАМС (DAMS — Drama, Art and Music Studies), то есть драмы, искусства и музыки. — Это была моя давняя мечта: изучать искусство в Италии. Я снимаю комнату в трешке на улице Тиарини, напротив вокзала. Плачу 375 евро в месяц и считаю, что мне повезло. В других комнатах живут сам хозяин, тоже студент, и один приятель из Москвы, с которым мы вместе поступали и потом целый месяц искали, где поселиться. Студентов тут много, в Болонье нет столько квартир в аренду.
Говорят, что каждый восьмой житель Болоньи учится в университете. Студентов нельзя не узнать: с учебниками под мышкой или тяжелыми рюкзаками, болтают на разных языках, потягивают напитки в барах или сидят прямо на ступеньках какого-нибудь палаццо, уткнувшись в книжку. Неудивительно, что для удовлетворения их потребностей в Эмилия-Романье работает целая организация — региональное агентство Er.go. Именно оно обеспечивает всем необходимым учащихся разных вузов, не только Унибо: от жилья и питания до стипендии и работы. На балансе агентства несколько общаг, правда, селятся там в основном малоимущие из азиатских стран.
Одно из таких общежитий расположено на улице Ларга. На вид обычный трехэтажный кондоминиум с парковкой. Знакомлюсь со смуглым парнем в красной футболке: Карим, 22 года, из Пакистана, третий год изучает медицину в Болонском университете и живет в этом кампусе.
— Идем, если бардак не пугает, — любезно приглашает он.
Поздоровавшись с консьержкой, поднимаемся на второй этаж, в коридор со множеством дверей. На каждом этаже по пять апартаментов: трехкомнатные — самые большие.
— Это учебный зал, — показывает будущий врач на полуоткрытую дверь. Заглядываю: столы, как в аудитории, сидит негритянка и сосредоточенно читает учебник. А Карим продолжает: — Есть бесплатный Wi-Fi… Общая кухня… Здесь стиральные машинки на жетонах… Столовые находятся поблизости от университетских корпусов. Туалет и душ в квартире…
Студент открывает дверь, и мы оказываемся в просторной гостиной. Пока парень сгребает со стола коробки из-под пиццы, я осматриваюсь. Обстановка простая: кушетка, односпальная кровать, стол и телевизор. В двух остальных комнатах та же история: по две кровати и узкому шкафу для одежды. Эти апартаменты Карим делит еще с пятью соотечественниками.
— Ничего не платим, — широко улыбается пакистанец. — Годовой доход наших семей раз в десять меньше итальянского минимума, так что мы живем и учимся бесплатно, еще и стипендию получаем. При условии, что сдаем экзамены вовремя.
СТАТИСТИКА
Унибо в цифрах
Самый древний университет Европы состоит из 32 факультетов и 12 исследовательских центров. Участвует в 197 научных проектах, финансируемых Евросоюзом, в 72 — под началом Министерства высшего образования и научных исследований Италии, в 80 проектах областного масштаба Эмилия-Романьи.
В Болонском университете учатся 86 500 студентов. Более 3000 приехали сюда из других стран по программе обмена студентами «Эразмус». И примерно столько же отправились учиться на их место.
Коллектив университета насчитывает более 5700 сотрудников, из них 2748 преподавателей и 2967 технико-административных работников.
Электронная библиотека вуза предоставляет доступ к 47 000 периодических изданий, 190 000 книг и 680 различным базам данных.
19 июня 1999 года в Болонье была подписана Декларация о создании единого европейского пространства высшего образования. В разное время, до 2015 года включительно, декларацию подписали министры образования 48 стран, включая Россию (в 2003-М).
Студенческий рай
В агентстве Er.go, которому принадлежит этот кампус и еще с десяток подобных в Болонье, мне рассказали:
— Мест на всех не хватает, поэтому предпочтение отдается студентам из семей с минимальным, не более 36 тысяч евро в год, уровнем дохода. Комнаты стоят от 180 до 250 евро в месяц. Но семьи многих ребят не зарабатывают столько даже за полгода, поэтому за них платит государство. Как правило, это студенты из Африки, Пакистана, Индии и Бангладеш. Что делать остальным? Можно обратиться в частные кампусы.
Один из трех таких, под названием Camplus College, находится в центре, на улице Сан-Феличе. Средневековое пятиэтажное палаццо с уютным двориком и пальмами. Больше напоминает пятизвездочный мини-отель, чем студенческую общагу. Беатриче Симоне, 22-летняя студентка факультета политологии Унибо, соглашается показать, как она живет.
— Всего в здании 16 апартаментов на 60 студентов, — говорит Беатриче, открывая дверь справа от лифта. — Я живу еще с тремя девушками с разных факультетов. У нас три спальни, гостиная, кухня и туалет с душем. Тут есть также квартиры с одной или двумя спальнями.
Гостиная радует глаз современной мебелью, большими окнами и террасой. Деревянный потолок с балками делает пространство по-домашнему уютным. В вытянутой, как пенал, комнате Беатриче — односпальная кровать, большой письменный стол и полки для книг, одежный шкаф и тумбочка, на стенах — яркие постеры с изображением животных, пейзажей, детей и музыкантов.
— Мы платим по 9000 евро в год — в два приема, в начале каждого семестра. Входит еженедельная уборка, смена постельного белья и обеды в столовой, — говорит Беатриче. — Моим родителям так спокойнее за меня. К тому же здесь колоссальные возможности для учебы. «Камплус» постоянно организовывает конференции, мастер-классы, встречи с потенциальными работодателями… Здесь есть и спортзал, и прачечная, и библиотека…
Беатриче и ее подруга ведут меня по коридорам «Камплуса».
— Это класс с компьютерами. Тсс! Там занимаются. Здесь комната отдыха с телеком… Там общая кухня, если хочется что-то приготовить большой компанией… Тут можно поиграть в настольный теннис…
Маурицио Карвелли, директор и основатель «Камплуса», в 1980-е годы сам был студентом экономического факультета Болонского университета и снимал жилье.
— Незадолго до завершения моей учебы повысились налоги на доходы от аренды квартир, — рассказал мне Маурицио, — и сдавать их стало невыгодно. Студентам массово отказывали в жилье. Мы становились буквально бездомными. Изучив законодательство, мы узнали, что, сдавая квартиры через уполномоченную организацию, горожане получали бы некие налоговые послабления. Тогда мы с друзьями зарегистрировались как кооператив посредников между студентами и собственниками квартир. Чтобы снять угол, студентам нужно было вступить в наш кооператив. Через два года в нашей организации состояло уже 500 человек, а в 1985-м мы построили нашу первую резиденцию для студентов. Сегодня в Болонье три «Камплус-колледжа», в которых живут 340 студентов. А также несколько резиденций с апартаментами на 1090 спальных мест.
ИСТОРИЯ
Студенты рулят
Болонский университет возник как свободная светская организация студентов в 1088 году. Они выбирали себе преподавателей и платили им из пожертвований, которые делали члены их семей, друзья и обычные горожане. Выделялись две группы студентов: так называемые цитрамонтаны и ультрамонтаны, то есть местные (по эту сторону гор) и иностранцы (из-за гор). В XII веке уже насчитывалось 17 групп итальянских цитрамонтанов и 14 ультрамонтанов, разделившихся по национальностям. Такая классификация имела место как минимум до XVI столетия. В главном корпусе университета того времени, в палаццо Архигимназии на площади Гальвани, сохранился уникальный геральдический комплекс из 6000 студенческих гербов.
В Болонье и по сей день решающим звеном являются студенты, в отличие от Сорбонны, возникшей как ассоциация преподавателей.
В 2018 году EC признал Болонский университет первым среди вузов Европы по числу иностранных студентов и разнообразию обучающих программ и курсов на английском языке.
Среди великих студентов Унибо: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Николай Коперник, Парацельс, Альбрехт Дюрер, Торквато Тассо, Карло Гольдони, Луиджи Гальвани. В 1940-х годах на филологическом факультете учился Пьер Паоло Пазолини, а в 1950-х на медицинском — Джорджо Армани.
Альма-матер в кельях
Из шикарного «Камплуса» я отправляюсь прямиком в бывший монастырь, где через полчаса должен начаться экзамен по истории средневекового искусства у профессора Фабрицио Лоллини. Факультет искусств расположен в комплексе Святой Кристины середины XIII века на площади Джорджо Моранди. После пожара в конце XV столетия женский монастырь был отреставрирован и прекрасно сохранился по сей день. Как большинство обителей того времени, комплекс построен в форме квадрата с замкнутым внутренним двориком, рядом с церковью и тенистым парком.
Каменные прохладные коридоры, сводчатые потолки и бледные от времени фрески на стенах — кажется, что здешняя атмосфера усмиряет даже кипящие страсти студентов. Поднимаюсь по каменной лестнице с аркообразными нишами в стенах. На втором этаже, за вполне современной стеклянной дверью-купе, располагается один из залов Итальянской женской библиотеки, единственной в стране, где собраны книги о женской природе, об особенностях пола, психологии, феминизме и активной роли женщины в нынешнем обществе.
— Зайдите в Аула Манья (Aula Magna, с лат. «большая аудитория». — Прим. «Вокруг света»), — улыбается стройная библиотекарь в очках, распознавшая во мне гостью. — Это бывшая монастырская трапезная, а сейчас учебный зал. Там «Распятие», картина нашего земляка Лоренцо Косты (художник XV–XVI веков из Эмилия-Романьи. — Прим. «Вокруг света»).
Заглядывая в другие классы, я поражаюсь тому, как удивительно хорошо вписываются в древние монастырские стены новые письменные столы и стулья, компьютеры и стеллажи с книгами.
— Мы занимаемся в бывших кельях монахинь! — говорит подошедший ко мне высокий худощавый мужчина. — Видите эти швы на стенах? Это следы от сломанных перегородок между кельями.
Больше, чем швы, меня поражает вид мужчины: короткие шорты и майка, две серьги в одном ухе и татуировка вокруг левой лодыжки. Наверное, взрослый студент, думаю я и бегу на экзамен.
Свобода до неузнаваемости
Возле класса на первом этаже собралось около десяти парней и девушек. Из двери выходит уже знакомый мне мужчина в серьгах и шортах:
— Кто на экзамен? Поднимите руки.
— Это наш профессор Лоллини — он классный! — сообщает стоящая рядом студентка, заметив удивление на моем лице.
Пока мы ждем начала испытания, ребята рассказывают о действующей в Унибо системе образовательных университетских кредитов (CFU). Чтобы перейти с одного курса на другой, нужно набрать 60 кредитов (цифра может варьироваться в зависимости от факультета). Кредиты начисляются за посещение лекций, семинаров и, конечно, за сдачу экзаменов. Один экзамен приносит от 6 до 12 «очков». До пяти кредитов можно взять у университета в долг, но потом придется его погашать, сдавая дополнительный экзамен на следующий год.
— Есть обязательные экзамены, а есть — на выбор, — рассказывает Виктор Харитонченко из Винницы. — В точных науках обязательных больше. Например, на экономическом математику нужно сдавать всем. Но можно выбрать между программированием и коммуникациями. Смотря чем ты планируешь потом заниматься.
— Каждый может посещать любые лекции, даже не будучи студентом университета, — говорит мне профессор Лоллини, вышедший из класса на пять минут. — Вы, например, имеете право бесплатно прослушать все лекции моего курса. Только в конце экзамен у вас не примут. А студенты сами решают, посещать лекции или нет, и могут пересдавать один экзамен хоть всю жизнь. Унибо предоставляет им такую роскошь. Цель — развить в человеке чувство ответственности и осознанности. Ведь если не ходить на лекции, то самому подготовиться будет сложнее.
Умные люди это понимают, ходят на занятия и получают благо от такой свободы выбора. Дураки радуются возможности побалдеть и попадают в настоящее рабство. Я нахожу эту систему разумной. Происходит естественный отбор людей — кому нужно высшее образование, а кому и без него хорошо. Но меня как преподавателя раздражает, когда студенты, которых я впервые увидел на экзамене, в конце года оценивают мои способности. Такая возможность — высказать мнение о своих профессорах — дается всем учащимся университета. Они отвечают на вопросы теста, понравился ли предмет, все ли было понятно и т. д. И это правильно. Но если прогульщики пишут, что им не все ясно, так и тянет сказать: «Хотите ясности? Ходите на лекции, ребята!»
Вечная молодость
После экзамена, превратившегося для меня в лекцию, иду перекусить в ближайший бар.
— Сдала? — спрашивает меня бармен лет 45, ставя подогреть лепешку с помидорами и моцареллой, которую я заказала. — Люблю студентов: молодые, энергичные, умные. Часто здесь тусуются.
Большинство болонцев относятся к студентам с симпатией. Любой владелец кафе или продуктовой лавки на улице Дзамбони, расположенной в самом центре университетской жизни, скажет об этом.
— А за что их не любить? — смеется упитанный пиццайоло с Дзамбони. — Как правило, вежливые. И всегда голодные! Некоторых даже бесплатно подкармливаю, а то еле ноги таскают.
Так уж исторически сложилось, что на Дзамбони самая плотная концентрация зданий Унибо: юридический и филологический факультеты, большой учебный зал с компьютерами, студенческая столовая, библиотека, несколько университетских музеев. Более того, здесь, в палаццо Поджи XVI века, находится «голова» Болонского университета — его ректорат. В то время как его «сердце» — студенчество — пульсирует поблизости.
«Вечер джаза. Для студентов бесплатное пиво», — читаю на дверях кафешки на углу Дзамбони и площади Россини. «Вечер Эразмуса (программа по обмену студентами из разных стран. — Прим. „Вокруг света“), закуски за счет заведения» — объявление на следующей. Конференция «Экология и спорт», новая выставка в Музее современного искусства, встреча в библиотеке с рок-звездой Эудженио Финарди… Все это для студентов.
— С ними город всегда молодой и активный, — старается перекричать уличного барабанщика официантка из траттории. — А что без них? Был бы музей древностей.
Самая древняя тусовка
Главные экспонаты «музея древностей» — башни Азинелли и Гаризенда, которые стоят в начале улицы Дзамбони и имеют непосредственное отношение к универу.
— Все могут подняться на Азинелли, кроме студентов, — театрально сокрушается раскрасневшаяся от недавнего восхождения на 97-метровую башню девушка в лавровом венке. — Я сегодня защитилась — и первым делом сюда! До диплома нельзя, иначе провалишься — такая примета.
По желтой ленточке на венке можно понять, что девушка окончила факультет статистики. Лавровые венки, преподаватели в мантиях на защите, гулянье лауреата по улицам в окружении веселых друзей, декламирующих перлы собственного сочинения в его честь, — традиционные атрибуты окончания Унибо и привычные сцены городского пейзажа.
Еще одна древняя традиция — студенческая тусовка на площади Верди. В середине XVIII века, когда здесь построили городской оперный театр, студенты собирались по вечерам, чтобы послушать звуки музыки, доносящиеся через открытые окна. Позволить себе билет они не могли. Сегодня перед зданием оперы собирается разношерстная публика, в том числе и учащиеся Унибо.
Парочки хиппи в цветных индийских шароварах и с дредами, уличные музыканты и мимы, попрошайки со своими собаками, йоги, распевающие «Харе Кришна», — и студенты с пивом… Оперу теперь не слышно через звуконепроницаемые стены театра, да и ее бы все равно заглушала какофония обитателей Пьяцца Верди.
— Хочешь косяк? Всего за десятку, — шепчет кто-то мне в ухо. Парень в дредах протягивает сжатую в кулаке самокрутку.
Через пару минут мне предлагают купить ворованный велосипед. Еще недавно на них у студентов был большой спрос. Но теперь появилась городская услуга «велосипед напрокат» с интернет-приложением.
— А вас не возмущает курение травки, купля-продажа ворованных великов, пьянство у всех на глазах? — с искренним интересом спрашиваю у одного из карабинеров, патрулирующих площадь.
— Мы не можем арестовать за курение марихуаны или покупку бэушного велосипеда, о краже которого не заявляли. Если начнется драка или даже словесная перепалка, мы вмешаемся, — спокойно отвечает мне полицейский. — Мы здесь больше для того, чтобы защищать этих ребят, а не наказывать. Кто из нас не упивался пивом и не тусовался по юности? Это очень старая тусовка. Наша. Любимая. Часть городского ландшафта. Как две башни Болоньи.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Болонья, Италия
Площадь Болоньи 140,86 км²
Население 390 000 чел.
Плотность населения 2769 чел/км²
Площадь Италии 301 340 км² (71-е место в мире)
Население ~ 59 000 000 чел. (25-е место)
Плотность населения 200 чел/км²
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Пьяцца Маджоре, базилика Святого Петрония, фонтан Нептуна, две «падающие» башни — Азинелли и Гаризенда, площадь Святого Стефана с комплексом из семи храмов.
ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА лазанья болоньезе, тортеллини алла панна (со сливками), кростата (пирог из песочного теста) с абрикосовым повидлом.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАПИТКИ каффе шакерато (взбитый кофе со льдом и ванильным ликером), белое вино пиньолетто.
СУВЕНИРЫ керамическая тарелка с изображением двух башен, магнитик в форме тортеллоне.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до Болоньи ~ 2230 км (от 3 часов 20 минут в полете)
ВРЕМЯ отстает от московского на час летом, на 2 часа зимой
ВИЗА «шенген»
ВАЛЮТА евро
Фото: SIME (X6), ALAMY (X3), HEMIS / LEGION-MEDIA, LAIF (X3) / VOSTOCK PHOTO, AGE FOTOSTOCK
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2019, частично обновлен в мае 2022
Что еще почитать по теме
Краткая история Италии
Родина Возрождения и стиля барокко, Италия всегда была центром культуры. В современной Италии сильна гордость за культурную самобытность, которой отличаются Тоскана, Рим, Сицилия, Венеция и другие регионы. Обобщая самые важные события истории Италии от основания Рима и объединения страны до реалий фашистского режима в первой половине XX века и далее, до наших дней, авторитетный британский историк Джереми Блэк исследует истоки культурного влияния итальянцев на весь мир, а также причины и следствия политических событий и разделения, которое все еще существует сегодня.