Все гениальное просто: круглое сиденье, гнутая петлей спинка с задними ножками плюс дополнительная дуга для нее, две передние ножки и кольцо, закрепляющее конструкцию, — лишь шесть элементов, соединяемых несколькими шурупами. Это идеальное сочетание формы и технологии в мебельном дизайне появилось в 1859 году благодаря немецкому столяру Михаэлю Тонету, работавшему в Вене.
На начало ХХ века его семейная фирма выпускала почти 2 млн изделий в год! Популярность мебели росла и из-за оригинального маркетингового приема — продажи мебели по каталогу. Самой популярной моделью стал стул № 14 — тот самый, безупречный в своей простоте. Расход материала и затраты на монтаж и транспортировку сведены к минимуму: в упаковку объемом всего 1 м³ помещалось 36 экземпляров в разобранном виде.
А КАК У НАС?
Сидеть!
Подобно предметам скандинавского дизайна в наше время, в XIX–XX веках венскую мебель в России можно было встретить всюду
«Не ждали». Илья Репин (1800-е гг.)
Популярная мебель стояла и в бедных квартирах, и в особняках. А с 1889 года фирма «Братья Тонет» — «поставщик двора Его Императорского Величества».
«Елена Полевицкая». Борис Кустодиев (1905 г.)
В Москве венская мебель продавалась на Кузнецком Мосту. В Петербурге магазин «Братьев Тонет» стоял на углу Невского проспекта и Большой Морской.
«Ленин в Смольном». Исаак Бродский (1930 г.)
После революции в 1917 году тонетовские магазины и склады были закрыты.
Фото: GETTY IMAGES, ISTOCK
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2019