Заходят как-то специалист по сейсморазведке, культурный антрополог и доктор физико-математических наук в бар, а бармен им и говорит...
Нет, это не завязка анекдота, а реальная ситуация — наука осваивает новые площадки, потому что молодежной аудитории, причем не только студентам, интересны и важны научные достижения сверстников-соотечественников.
Что общего у нанотехнологий с усиками кошки? Зачем нужна карта Google времен динозавров? За что на самом деле присудили Нобелевскую премию по физике в 2019 году? Почему арабы верили, что в древнеегипетских иероглифах скрыт рецепт философского камня? Как палеонтологи изучают животных, которых они никогда не видели? Почему генетические ошибки исправлять проще, чем мы думали? Об этом и многом другом можно поговорить не только в университетской аудитории, но и в располагающей к расслабленному и доверительному общению атмосфере модного заведения, решили в Фонде инфраструктурных и образовательных программ Группы «РОСНАНО» и петербургском интернет-издании «Бумага» и в первый уик-энд декабря провели в 20 барах в центре Санкт-Петербурга научно-популярный фестиваль Science Bar Hopping .
За один вечер 40 молодых ученых прочитали лекции на самые разные темы, поделились итогами 2019 года в своих областях знания и доказали, что серьезная наука может быть простой и доступной, но при этом захватывающей и даже вдохновляющей. Перед началом каждого выступления свободных мест в заведениях не оставалось, а после доклада ученых из зала засыпали вопросами.
Мы проверили, как работает научно-популярная магия, отправившись на лекцию по истории алхимии от культурного антрополога и соавтора бестселлера «Страдающее Средневековье» Сергея Зотова. Вот что мы узнали об алхимии и ее истории за этот час.
Сергей Зотов
Культурный антрополог, лауреат премии «Просветитель», соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье», стипендиат Берлинского университета имени Гумбольдта
■ Николя Фламель — живший в конце XIV — начале XV века французский писарь, которому приписывали алхимические труды, получение философского камня и эликсира жизни. На самом деле Фламель разбогател на перепродаже недвижимости (кстати, его дом в Париже 1407 года постройки сохранился до наших дней и считается самым старым в городе. — Прим. Vokrugsveta.ru), почему его современники и решили, что их предприимчивый соотечественник нашел-таки философский камень.
■ В мире ежегодно проходят десятки симпозиумов, научных съездов, конференций и других мероприятий, посвященных алхимии и истории ее изучения. Например, симпозиум немецкого Общества им. Парацельса в Дрездене или мастерская по экспериментальной алхимии в Готе.
■ Сегодня алхимия рассматривается учеными не столько как область научного знания и/или предтеча химии, сколько как комплексное явление в поле науки, искусства и ремесла и вместе с тем социокультурный феномен, в центре которого — идея трансмутации (переход чего бы то ни было во что бы то ни было) и идея об элементах и началах. История алхимии помогает нам понять не только как было устроено научное знание в Средние века, но и каким был человек той эпохи.
■ В период раннего Средневековья, как и сегодня, финансовые потоки во многом опирались на знание и инновации. Алхимия стала ресурсоемкой областью, с помощью которой подделывались ткани, металлы, драгоценные камни и так далее и впоследствии продавались на рынке. Поэтому захвативший Египет Арабский халифат начал активно расхищать местные гробницы на предмет не только сокровищ, но и алхимических рецептов и артефактов. Наряду с этим в халифате был распространен медицинский культ мумия́, биологически активного вещества, которое обладает исключительными целебными свойствами благодаря наличию в составе битума или пчелиного воска. Начиная с XII–XIII века арабы считали, что лучшее мумие — это не то, что куплено у аптекаря, а то, что собственноручно добыто с мумий в древнеегипетской гробнице. Началась торговля высушенными телами, в том числе свежезабальзамированными и найденными в пустыне. Появился черный рынок алхимических мумий, а с ним — огромное количество мошенников.
■ На рубеже XVI–XVII веков в университете Базеля алхимия поддерживалась неофициально. Сын пастуха Феликс Платтер разбогател на книгопечатании, стал доктором медицины, женился на дочери главы гильдии хирургов и владел, по сути, десятой частью города. Его шесть раз избирали ректором Базельского университета, и на этой должности Платтер поддерживал образ прогрессивного ученого, считавшего алхимию псевдонаукой. Тайно же он разделял взгляды своего коллеги и друга, профессора Теодора Цвингера, который открыто преподавал алхимию, в частности парацельсианство, на своем курсе. Цвингер привлек в университет множество алхимиков и нелегально (на официальном уровне алхимия все же не была наукой) за взятки проводил защиты диссертаций алхимиков у себя дома.
■ Исаак Ньютон и алхимия — что может быть несовместимее? Тем не менее, как оказалось, великий ученый 30 лет занимался поисками философского камня. В 1936 году прошел аукцион, на котором помимо прочего были выставлены дневники и рукописи Ньютона. Выяснилось, что треть из них — алхимические труды: Ньютон написал об алхимии примерно миллион слов. Выписки из счетов ученого указывают, что он покупал ингредиенты и аппараты для проведения алхимических экспериментов. Ньютон увлекся алхимией в юности, читал алхимические трактаты и позднее организовал лабораторию в Тринити-колледже, где переписывал древние тексты и ставил опыты. Все это происходило параллельно с написанием «Начал». Правда, к концу XVII века Ньютон разочаровывается в алхимии. А в 1696 году он получает главное назначение своей жизни — должность смотрителя Королевского монетного двора. Начиная с этого момента в качестве главного борца с фальшивомонетчиками в стране Ньютон старательно избавляется от прошлой славы алхимика.
Фото: Science Bar Hopping