1861, Том 1
СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ
5 полезных привычек баварских горцев
Пир с плясками
Гостеприимство
Жизнь с песней
Хорошая драка
Мечты о новом, прекрасном времени
За честь петушиных перьев
Жители Баварских гор составляют здоровое, сильное племя, в котором видно странное сочетание вялости, добродушия, наивности, грубости и глубокой религиозности… Простое обещание здесь исполняют так же свято, как клятву. Оригинальному характеру альпийца соответствует и оригинальность его одежды, которая еще поныне сохранилась в своем первозданном виде. Голова покрыта шляпою, которая украшена перьями и так называемою бородою серны. Такие шляпы носят и мужчины, и женщины. Рукава рубашки широки, а кафтан обыкновенно закинут за плечи. Кожаные штаны внизу не перевязаны, а на икры надеты чулки, не обувающие ступней. Широкий кожаный пояс украшен вышитыми животными и деревьями; зеленые подтяжки отчасти закрывают грудь, на которой лежат концы шейного платка, легко накинутого на шею и продернутого сквозь кольцо. Одеяние дополняют огромные башмаки с деревянною подошвою толщиною в один дюйм и с большими железными гвоздями.
Занятия пастухов в Альпах начинаются в мае и заканчиваются в октябре. Утром скотину выгоняют на пастбища и доят по утрам и вечерам… За скотиною ходят большей частью девушки, почему все горное хозяйство получает более поэтический характер. В самом деле, они любят украшать свою скотину цветами и заменяют громкими песнями однообразную мелодию пастушьего рожка и отвратительное хлопанье бича. Возвращаясь вечером в свои хижины, пастушки оглашают горы своими громкими веселыми криками, которым вторит эхо.
Путешествующие по Альпам осенью имеют иногда удовольствие видеть отъезд горной пастушки. Коров пышно украшают венками, некоторые часто состоят не из цветов, но из плодов шиповника и белых кубиков и сердечек, вырезанных из корней… В честь пастушек задают пир с плясками.
Кроме людей, которые приносят пастушкам по временам съестные припасы, и кроме собирателей трав, нагорные хижины посещают всего чаще охотники. Эти хижины осенью совершенно пусты и нередко становятся тогда убежищем горных стрелков.
Известный путешественник Коль1 в сопровождении одного охотника странствовал осенью у Эбенского озера, и они дошли до единственной еще обитаемой горы. Странники постучали в пастушескую хижину, но никто им не открыл, хотя они ясно слышали шум в доме. Наконец раскрылись ворота и вышла с бадьею молока в руках девушка лет 19. «Прежде чем я отворила, — сказала она, — я посмотрела в окно. Я вижу, что вы честные люди, войдите!» Она рассказала пришельцам, что не выпускала скотину на пастбище, потому что утром была очень дурная погода. В эту пору, по ее словам, жила в горах еще только одна пастушка. Всякий удивится, что две одинокие девушки решают жить посреди пустыни.
Между тем стемнело, и пастушка старалась занять гостей и угощать их чем могла. Весь вечер она просидела с ними, забавляя их шутками и песнями. Не задумавшись она предложила путешественникам провести в хижине ночь и приготовила им постель в передней комнате у огня. На другой день путешественники проснулись от песен девушки, доившей перед домом коров. На вопрос, поет ли она так же, когда совершенно одна в хижине, девушка отвечала: «Разумеется, это единственное мое развлечение. Я пою весь день, если это только дозволяет работа». Человек, который посреди пустыни выражает песнями свои радости и печали, гораздо привлекательнее и прекраснее одинокого соловья в кустах.
У обитателей Альпов, и особенно у охотников, должно удивляться их силе, ловкости и неустрашимости. Как ни в чем не бывало идут они по краю пропасти неизмеримой глубины, которая приводит в смертный ужас непривычного. Всего опаснее тропинки, просеченные охотниками в крутых склонах скал, чтобы выбраться на неприступную высоту или избегнуть обхода в несколько миль.
Очень непохвальную черту молодых обитателей Баварских и Тирольских Альпов составляет их любовь к драке. Эти сильные мужчины вооружают кулак для таких драк серебряными или железными кольцами, которые так же страшны, как ножи или кинжалы. Повод к таким дракам подает очень часто странное тщеславие, именно оскорбление петушьих перьев, которые они носят на шляпах. Альпийцы переносят оскорбление этих перьев так же мало, как офицеры оскорбление сабли. Сначала делают только злые намеки на перья, а в заключение дела они срывают их друг у друга со шляп и бросают на землю. Этого довольно, чтобы побудить их к страшному бою, который оканчивается тем, что бойцы расколачивают себе члены или даже один из них остается мертвым…
Трудно расстаться с этими горами, которые при меняющемся вечернем освещении открывают перед глазами зрителя очаровательный мир. Куда ни взглянешь, повсюду рисуется романтический вид или один из множества исторических памятников. На всякой возвышенности виднеется часовня, где преклонили колена альпийцы, которые усердно молят Бога о счастливом окончании перехода в горах.
В усердии молящихся сомневаться нельзя, потому что на всякой скале, во всяком ущелье их окружают тысячи опасностей. О каждом охотничьем замке, о каждой развалине известны причудливые сказания. Из них всего замечательнее и величественнее сказание об Унтерберге, похожем на огромный кусок мрамора и расположенном близ Берхтесгадена… По преданию, в хрустальной пещере сидит заколдованный Барбаросса2 на троне из слоновой кости. Борода дремлющего императора уже два раза обросла вокруг мраморного стола, и когда она обовьется вокруг него в третий раз и зацветет сухое грушевое дерево на Вальзерском поле, государь пробудится и выступит со своими героями. Тогда на Вальзерском поле будет сражение, после которого настанет новое, прекрасное время. Но до сих пор ожидаемый герой не явился и на грушевом дереве не показалось почек.
1 Иоганн Георг Коль (1808–1878) — немецкий географ и путешественник.
2 Фридрих I Барбаросса — король Германии, император Священной Римской империи, герцог Швабии (XII век).
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, январь 2020