Казалось бы, доступность прокатных автомобилей позволяет воплотить в жизнь практически любой сценарий путешествия, но осознание, что можно в любой момент сесть за руль и поехать куда угодно, как правило, все еще удивляет многих соотечественников. Меж тем автопутешествия — неисчерпаемый жанр и особый способ познавать мир. Вот только для того, чтобы перед вашим автомобилем открылись все границы, заранее подумайте об оформлении этих документов.
«Зеленая карта»
Это первое, что понадобится, чтобы покинуть пределы России на машине. По сути, «Зеленая карта» — это ОСАГО, но только за рубежом. Сегодня такая страховка покрывает все страны Европы, а также Турцию, Израиль, Марокко, Тунис и даже Иран. А вот отдельного полиса, скажем, для поездок на выходные в Финляндию, пока не существует. Так что есть две опции: либо «Все страны» (в системе их сейчас 48), либо сокращенная версия «Украина, Беларусь, Молдова, Азербайджан». Минимальный срок действия страховки — 15 дней, и оплачивать ее придется полностью, даже если поездка займет выходные. Сегодня минимальная стоимость универсального полиса для всех стран составляет 2450 рублей. На год — 22 240 рублей.
В отличие от ОСАГО, «Зеленая карта» не привязана к конкретному водителю, так что сменять друг друга в длинной поездке за рулем можно без опасений. В случае ДТП за границей нужно предъявить полис пострадавшему или же представителю правоохранительных органов, дальше делом займутся представители страховой. К слову, до вызова местного аналога ДПС дело доходит не так уж и часто, поскольку европротокол, который по объективным причинам в России пока не прижился, в Европе работает довольно успешно.
Диагностическая карта
Актуальна для автомобилей старше трех лет, выдается обычно при получении полиса ОСАГО. Да, в большинстве случаев составление этого документа — простая формальность. И все-таки на границе его могут потребовать. В частности, при въезде в Прибалтику, если вы не гражданин Евросоюза. Проще просто положить этот листок в папку с документами в бардачке и не вытаскивать, чтобы всегда иметь его под рукой в путешествии.
Виньетка
Большинство скоростных магистралей в Европе платные, но не все туристы об этом догадываются. Обычно об этом написано на информационном щите при въезде в страну, хотя и мелким шрифтом. Чтобы пользоваться дорогами без проблем, нужно на ближайшей заправке приобрести и наклеить на лобовое стекло так называемую виньетку (везде она называется по-разному, например в Венгрии — «матрица», в Чехии — «дальнична знамка»). Виньетка крепится на лобовое как транспондер, ее наличие проверяется автоматически. За отсутствие оной местная дорожная полиция вправе оштрафовать вас. В некоторых странах, например в Румынии, виньетку можно приобрести заранее онлайн.
Международные права
Международное дорожное движение в самом общем виде регламентируется двумя конвенциями — Венской и Женевской. Россия подписала Венскую, поэтому в тех государствах, которые присоединились лишь к Женевской — а их довольно много, например, США, Канада, Египет, — де-юре обязательно нужно иметь при себе международное водительское удостоверение. Де-факто его не спрашивают почти никогда, и прокатные компании с удовольствием принимают наши, российские, права. Но при проверке документов или при ДТП документ могут попросить полицейские, так что лучше на досуге все-таки съездить в ГИБДД и оформить международное ВУ . Это книжка формата А6, где информация о водителе изложена на нескольких языках. В 2019 году оформление стоит 1600 рублей, а через «Госуслуги» можно получить скидку на госпошлину 30%. Оформляется документ за один день, а в продолжительном путешествии пригодится абсолютно точно.
Карнет-де-Пассаж (Carnet de Passages en Douane, или CPD)
Carnet de Passages en Douane ( CDP) — это особая таможенная декларация, необходимая для ввоза транспортного средства в ряд стран. Придумана она была еще в 1911 году с целью ограничить продажу машин частными лицами. Если кратко, то система работает так: вы оставляете сумму залога, сопоставимую со стоимостью вашего автомобиля. Если возвращаетесь назад на той же машине, она возвращается. Да, это накладно и, конечно, создает благодатную почву для коррупции. Если делать все по закону, то водитель уплачивает некую сумму гарантирующей ассоциации, а она уже, в свою очередь, должна выплатить налоги и таможенные пошлины властям той страны, в которой данное транспортное средство было незаконно продано: ну мало ли — а вдруг? В системе CDP много стран: так, карнет нужен, чтобы въехать в Иран, Ливан, Малайзию, Непал, в ряд стран Америки, в очень многие страны Африки. К примеру, путешествие по западному побережью африканского континента без документа невозможно. Carnet de Passages можно оформить в разных странах, но дешевле и проще сделать это в России. CDP — это книжка формата A4, внутри которой находятся талоны для въезда и выезда. При каждом пересечении границы информация о машине заполняется полностью и очень тщательно.
Контейнер
Кругосветка на собственном автомобиле — это реально, но сложно и дорого. Транспортное средство необходимо погрузить в контейнере на грузовой корабль, а самим либо плыть на нем же в каюте, если есть такая возможность, либо лететь самолетом. Предугадать расходы сложно; если опираться на относительно недавний опыт реальных российских путешественников, то путь из Европы в Америку выходит в 1100–1900 евро, и это только непосредственно морская перевозка контейнера. Также нужно доставить пустой контейнер из порта на склад, затем полный — обратно в порт, погрузить машину в контейнер и закрепить ее там, оплатить топливный и портовый сборы и другие пошлины, оформить таможенные документы. В сумме все это стоит еще не менее 1000 евро. Плюс нужно быть готовым к неожиданностям: бывают случаи, когда машину приходится ждать неделями и даже месяцами из-за проблем с документами.
Похожим образом выглядит отправка автомобиля в Австралию, но здесь все еще сложнее: карантин, определенные требования к чистоте авто внутри и снаружи и, конечно, карнет. Впрочем, бывает, что машину приходится отправлять по воде даже на небольшие расстояния. Например, если нужно перебраться из Колумбии в Панаму или наоборот. Между Южной и Центральной Америкой асфальтовых дорог нет, есть только лесные тропы через легендарный Дарьенский Пробел . И вот тут приходится выложить еще не менее тысячи долларов за морское путешествие четырехколесного друга, а самим лететь самолетом.
Местные права и готовность к конвою
Считается, что на своей машине нельзя въехать в Китай, исключая приграничные города с их магазинами. На самом деле можно, при этом нужно выполнить уйму требований. Так, месяца за три до поездки у вас должен быть готов и согласован с китайской стороной маршрут и состав участников путешествия. Отклоняться от маршрута нельзя. Далее на границе к вам в машину садится местный гид, который покинет автомобиль только при выезде из Поднебесной. Вместе с ним нужно оформить временный ввоз транспортного средства, пройти техосмотр, проверить зрение, сфотографироваться, получить временные права и временные же пластиковые номера, которые крепятся на лобовом стекле.
Погранпереходы въезда и выезда сообщаются заранее, менять их нельзя. Если соберетесь на авто в Тибет, понадобится еще одно разрешение и еще один гид. Неудивительно, что глаза местных жителей округляются, когда они видят в китайской глубинке российскую машину.
Фото: Wikimedia Commons, Getty Images