Из распахнутого окна веет зимним холодом, на голубой скатерти стоит ваза с экзотическими фруктами. Матисс в пальто и перчатках работает над первым заказом от Сергея Щукина: панно в голубом цвете должно оттенить собранную фабрикантом коллекцию желтых «гогенов». Холод в помещении поддерживают, чтобы фрукты дольше сохраняли свежесть. Писательница Гертруда Стайн вспоминала: «…Покупать все эти плоды было большим испытанием для кошелька Матиссов, поскольку фрукты в Париже были чудовищно дороги. <…> Тем не менее они были необходимы на все время работы над картиной».
Картина «Красная комната» («Гармония в красном»)
Холст, масло 180,5×221 см
1908 год
Находится в Государственном Эрмитаже в Петербурге
Натура требовалась постоянно, несмотря на то что далекий от реалистической школы Матисс изображал плоды в виде условных цветных пятен. Его современники по-разному переосмысливали, что такое реальность и как ее передать, и Матисс провозглашал первостепенность эмоционального восприятия. Если эмоция, которую вызывает картина, соответствует таковой от реального опыта, задача выполнена.
Он объяснял: «Художник в своих рассуждениях должен отдавать себе отчет в том, что его картины — условность, но, когда он пишет, у него должно быть чувство, что он скопировал натуру. И даже когда он отступил от нее, он должен быть убежден, что это сделано только для того, чтобы полнее ее передать».
«Гармония в голубом» отвечала целям Матисса: «Я хочу, чтобы усталый <…> человек, глядя на мою живопись, вкусил отдых и покой». Но после закрытия Осеннего салона 1908 года, на котором выставлялась картина, художник принес ее домой и залил красным. Недаром он в своем манифесте цитировал мастера натюрморта Жан-Батиста Шардена: «Я кладу цвет до тех пор, пока это не станет похожим».
1. Голубой. Орнамент на ткани и узкая полоска внизу картины дают представление о том, каким произведение было изначально, пока в него не ворвалась красная стихия. Многие современники, даже друг и биограф Матисса Раймон Эсколье, не знали о приключившейся метаморфозе. Эсколье приводил картину в пример в качестве одной из лучших работ художника, выполненных в голубом цвете. Полотна в голубой цветовой гамме Матисс писал под влиянием принадлежавшей ему картины Поля Сезанна «Три купальщицы».
2. Красный. «Воздействие цвета должно быть непосредственным, и при установлении доли различных цветов в целом требуется большая точность, которая и дает определенность; неясные отношения цветов порождают и неясное, вялое выражение», — писал Матисс. Смену цвета он объяснил заказчику намерением сделать картину декоративнее и красивее.
3. Вазы с фруктами — реальные, корзины с цветами — орнамент, но и те и другие тщательно прорисованы. Натюрморт выделяется на фоне ткани за счет цвета и композиционного решения.
4. Композиция. При всей смелости живописи картина построена на тщательно выверенном «каркасе». Цветы в вазе и орнамент на стене за ними — вершина пирамидальной композиции.
5. Окно. На плоскостном полотне, где ритм задан орнаментом ткани, окно создает прорыв в глубину пространства.
6. Кусты. Матисс говорил, что «солнце нельзя изобразить и можно только представить». Хотя за окном не видно солнца, пейзаж залит светом. Этого эффекта Матисс достигает, обводя листья на кусте черным контуром, таким образом, с помощью черного цвета он создает свет.
7. Деревья. Весной 1908 года, когда Матисс заканчивал картину, в Париже выпал снег и засыпал деревья монастырского сада, который видел из окна художник. Матисс написал их белыми.
8. Скатерть. Хотя на картине отсутствует светотень, Матисс, благодаря компоновке узора на скатерти, оставил воздух между стеной и столом, а также обозначил размеры, объем и границы стола. Ткань, которая «позировала» для «Красной комнаты», можно встретить и на других полотнах. Матисс, всегда тщательно подбиравший орнаменты для картин, называл свою коллекцию материй «рабочей библиотекой».
9. Иерархия. Ее Матисс выстраивал намеренно. Первым делом внимание привлекает женщина, затем взгляд скользит от нее к предметам на столе, за окно, по орнаментальной стене и в последнюю очередь обращается к пустому стулу, приглашающему зрителя разделить трапезу.
10. Женщина. Скорее всего, это жена художника: Амели в тот период позировала для большинства его работ. Хотя картина написана плоскостно, в ней все же есть глубина пространства, и мы можем представить, как женщина проходит между стеной и столом к окну.
ХУДОЖНИК
Анри Эмиль Бенуа Матисс
1869 — родился в городке Като-Камбрези во Франции в семье торговца.
1890 — прочел руководство для начинающих художников и решил посвятить себя искусству.
1891 — переехал в Париж учиться живописи.
1896 — впервые выставил свои работы, избран членом Национального общества.
1898 — женился на Амели Парейр. У пары родилось двое сыновей, кроме того, супруги воспитывали внебрачную дочь Матисса.
1903 — посетив выставку мусульманского искусства, открыл для себя Восток. Это сильно повлияло на его творчество.
1905 — с подачи критика Луи Вокселя группа художников во главе с Матиссом получила название «фовисты», от французского fauve — «дикий».
1906 — познакомился с русским меценатом Сергеем Щукиным, ставшим самым щедрым его патроном.
1908 — опубликовал основы своей концепции, «Заметки живописца».
1939 — развелся.
1941 — у художника нашли рак желудка, он перенес тяжелую операцию.
1954 — скончался в Ницце. Похоронен на кладбище Симье.
Фото: FINE-ART-IMAGES / LEGION-MEDIA, DIOMEDIA, ARTWORK BY THE ARTIST: © SUCCESSION H. MATISSE
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2020, частично обновлен в июле 2023