Само название дисциплины дрэг-рэйсинг отдает чем-то хулиганским. Далекий от темы человек даже может задаться вопросом, законно ли это. Между тем направление существует уже почти сто лет и в некоторых уголках планеты из полулегальной забавы превратилось в зрелищный прибыльный бизнес.
Дрэг-рейсинг — это скоростной заезд на дистанции в 402 метра, то есть четверть мили. Если точнее, то 402 метра 33 сантиметра. Изредка бывают гонки на половину мили (≈ 804 м), 1/8 мили (201 м) либо на целую милю (1609 м). Но 402 метра — это классика: можно эффектно разогнаться, при этом риски не слишком велики, а еще зрителям все отлично видно.
Участники ускоряются на прямом отрезке. Чаще всего заезды проводятся на автомобилях, но иногда на мотоциклах, а порой и на странной технике, которая с виду больше напоминает симбиоз катера и газонокосилки. Это, впрочем, не отменяет того факта, что в гаражах над ней могут колдовать месяцами, улучшая скоростные характеристики машины.
Слово drag переводится с английского как «тащить, тянуть». Это, конечно, вовсе не указывает на скорость участвующих в соревнованиях автомобилей. Есть много версий относительно происхождения термина. По одной из них, все дело в том, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для скоростных заездов трасс было очень мало, поэтому болид нужно было погрузить на прицеп или в трейлер и буквально тащить к месту старта. Позже глагол to drag употреблялся пилотами для описания оптимального времени повышения передачи, чтобы лучше реализовать крутящий момент.
В первые годы и даже десятилетия дрэг-рейсинг, несмотря на свою популярность и зрелищность, был нелегальным развлечением. Сегодня во всем мире существуют подготовленные трассы для дисциплины, строятся специальные автомобили, проводятся официальные соревнования, и вообще дрэг-рейсинг как автоспорт можно противопоставить безумным адреналиновым уличным гонкам, которые всегда сопряжены с риском для других участников дорожного движения
Первая неофициальная страница истории дрэг-рейсинга была написана в 1920-е годы в США, когда энтузиасты поняли, что высохшее дно соляного озера Мохаве в Калифорнии будет отличным гоночным треком. Конечно, скорости тогда были не такие, как на современных трассах, но зато ездить можно было на чем угодно, главное — как следует разогнаться на этой самой четверти мили. Во время соревнований случалось всякое, например иногда кустарно форсированные моторы взрывались прямо на треке.
Когда началась Вторая мировая, любители экстрима остались без любимого озера: там построили военную базу. Тогда состязания «подогретых» тачек стали проводить на улицах Лос-Анджелеса, что, конечно, не нравилось никому, кроме самих гонщиков и избранных зрителей. Но после войны дрэг-рейсинг пережил небывалый подъем: развитие американского автопрома больше ничто не сдерживало, на рынке появилось много новых моделей с невиданными до того опциями, а старые машины 1930-х годов дешевели на глазах. Как раз их и скупали молодые гонщики, а потом дорабатывали в своих гаражах, чтобы после покрасоваться на треке: снимали крылья, а иногда и капот, устанавливали более мощные двигатели и так далее.
Какое-то время гонки оставались вне закона и проводились на взлетно-посадочных полосах заброшенных аэродромов, а то и по ночам на городских улицах. Наконец, в конце 1940-х в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования.
В 1950 году американский писатель Генри Грегор Фелсен публикует роман «Хот-род» (Hot Rod , дословно «горячий стержень»). Благодаря этой книге дрэг-рейсинг приобрел отчетливый романтический шлейф и даже обзавелся собственной философией молодежного бунта, вызова и выхода за рамки привычного.
В том же 1950-м человеком по имени Си Джей Харт был оборудован и первый в мире профессиональный трек для таких гонок. Появился он опять же на дне одного из высохших озер в Калифорнии. Здесь уже были продуманы и безопасность зрителей, и разделительные барьеры, и даже трибуны — вход на мероприятие, к слову, стоил полдоллара. А еще появилась техника, с помощью которой можно было точно фиксировать результаты гонщиков.
История дрэг-рейсинга
Спустя еще несколько лет все участвующие в гонках транспортные средства будут поделены на несколько классов в зависимости от двигателя, кузова и прочих технических характеристик. Судейство станет гораздо объективнее. А другой энтузиаст, бывший гонщик по имени Уолли Паркс, вскоре возглавит культовый журнал для автомобильных энтузиастов Hot Rod , а потом и первую национальную Hot Rod -ассоциацию — NHRA . Так у гонок появится официальный регламент, разделение на классы болидов и, главное, четкие требования безопасности. Сегодня NHRA — крупнейшая организация в мировом автоспорте: десятки тысяч лицензированных пилотов и почти полторы сотни треков по всей Америке.
С небольшим запозданием дрэг-рейсинг добрался и до Европы, в первую очередь до Англии. Еще до войны здесь практиковались любительские заезды по прямой, а после войны в стране осталось множество ненужных взлетно-посадочных полос, которые оказались идеальными площадками для этого автоспорта. В 1960-е гонки переросли в профессиональные спортивные состязания, возникла Британская федерация дрэг-рейсинга, стали появляться многочисленные клубы любителей хот-родов.
Российский дрэг-рейсинг куда моложе, нежели американский или даже европейский. У нас это явление появилось в середине 1990-х, и первые заезды проводились на мотоциклах, а лишь затем на автомобилях. Надо заметить, что интерес к этому автоспорту в нашей стране был существенно подогрет выходом фильма «Форсаж». До 2002 года гонки были нелегальными, а потому, хоть и проводились ночами на пустынных дорогах, сопровождались жалобами, скандалами и неизменными стычками с ДПС. В 2002-м появилась Российская федерация дрэг-рейсинга, и соревнования стали официальными, более того, они приобрели международный статус. В 2005 году в России построили и первую трассу для дрэг-рейсинга, около Красноярска. Гоночные треки — так называемые дрэг-стрипы — также появились в московском Тушине, в Петрозаводске, в Ингушетии, в Грозном, в Нижнем Новгороде. Сейчас таких площадок еще больше.
Но даже официальные соревнования не смогли сразу очистить улицы российских городов от нелегальных гонщиков. Их излюбленным местом в Москве была смотровая площадка на Воробьевых горах, в простонародье — «Смотра».
Но профессиональный дрэг-рейсинг — это не просто тусовка, а спорт, в котором нужно постоянно тренироваться, продумывать собственную тактику, идеально чувствовать свой автомобиль, чтобы стать чемпионом. Каждый год на российских состязаниях ставятся новые рекорды.
Сегодня в состязаниях по дрэг-рейсингу могут принимать участие любые автомобили, в том числе и серийные, без какой-либо доработки. Но для профессиональных заездов все-таки конструируют специальные «снаряды», именуемые драгстерами. У них максимально мощный мотор при максимально примитивных органах управления (ехать же все равно по прямой!), а кузов облегчен настолько, насколько это вообще возможно. Вместо обычного топлива используются нитрометан, чистый спирт или высокооктановый бензин. Расход, конечно, сумасшедший, но ведь и дистанция не так велика. Мощность двигателя у иного профессионального драгстера может превышать 10 000 л. с., тогда как сам он весит менее тонны. В каждом заезде по традиции принимают участие только два автомобиля или мотоцикла. Чтобы шансы были равны, они максимально похожи по конфигурации кузова и характеристикам мотора.
Наиболее развит дрэг-рейсинг по-прежнему в Америке: из юношеской автомобильно-технической самодеятельности со взрывающимися хот-родами он перерос в массовый и сверхпопулярный автомотоспорт. К тому же он стал зрелищным, доходным и самым народным автомобильным шоу. Это не «Формула-1»: чтобы стать участником соревнований по дрэг-рейсингу, не нужны ни астрономические суммы, ни надежные спонсоры — понадобятся лишь энтузиазм, водительская культура и некоторая техническая осведомленность. А значит, чуть ли не любой может доказать свою крутизну не в городском потоке, а на треке, без лишних рисков для себя и других.
Фото: Getty Images