В 1902 году Шотландия снарядила первую в истории национальную антарктическую экспедицию. Ее главой стал гидробиолог, зоолог и исследователь Уильям Спирс Брюс. В команде, помимо моряков и ученых, оказался волынщик Гилберт Керр. Зачем он понадобился шотландцам в Антарктиде? И почему Керр решил развлечь пингвина?
Гилберт Керр и правда был официальным волынщиком экспедиции: его задачей было поддержание бодрости и командного духа. При помощи музыки, конечно. Причем Керр прихватил с собой в экспедицию национальный костюм. Играл он, облачившись в килт.
В марте 1904 года судно «Скотия», на котором шла экспедиция, оказалось затерто паковым льдом в море Уэдделла. Перед участниками похода нарисовалась невеселая перспектива провести антарктическую зиму в ледяной ловушке. По легенде, именно в эти дни и был сделан снимок, на котором Керр исполняет традиционные шотландские песни королевскому пингвину. Как свидетельствуют записи участников экспедиции, предприимчивый волынщик якобы хотел протестировать влияние музыки на морских птиц. Но пингвину было все равно. «Никаких эмоций, признаков полученного удовольствия или, напротив, недовольства, [пингвин продемонстрировал] лишь сонное безразличие», — напишет потом в дневнике один из наблюдателей забавной сцены. Через несколько дней «Скотии» удалось вырваться из плена льдов и продолжить путь.
Кстати, позднее, в разгар Первой мировой войны, Керр пожертвовал музыкальный инструмент Шотландскому батальону, и волынка была утеряна в битве при Сомме.
Фото: Wikimedia Commons