«Вокруг света» рассказывает об истории создания моторного масла и некоторых особенностях этой незаменимой для автомобиля субстанции.
Ценное открытие
Первое в мире моторное масло было запатентовано в 1873 году. Американский доктор Джон Эллис в конце 60-х годов XIX века изучал свойства нефти, причем в медицинских целях, и понял, что сырая нефть — отменная смазка. Эллис залил ее в паровой двигатель, у которого заклинило клапаны, и убедился, что работа устройства наладилась. Через несколько лет доктор оформил на масло патент и тут же основал первый «масляный» бренд Valvoline.
Частые подделки
В состав моторного масла всегда входят специальные присадки, которые занимают до 10% от объема канистры и, конечно, напрямую влияют на цену. Но на рынке полно подделок, в которых этих присадок недостает, либо они ненадлежащего качества. Чаще всего фальсификат маскируется под дорогую и известную марку, причем упаковка может выглядеть очень убедительно. Правда, фирменную металлическую канистру некоторых брендов скопировать почти невозможно, и такая тара может гарантировать качество почти наверняка.
Чаще неблагонадежные производители подделывают дорогие и широко известные масла, а средний ценовой сегмент интересует их в меньшей степени. Визуально определить подделку сложно, разве что у нее менее вязкая консистенция, и цвет может быть странноват, например темно-оранжевый. В последнее время появились портативные тестеры, с помощью которых можно проверять как дизельное масло, так и бензиновое. Достаточно капли масла, чтобы определить, насколько оно «изношено».
Деградация неизбежна
Условия работы масла в моторе легкими точно не назовешь. Масло нагревается порой до 300 градусов, его пленка взаимодействует с открытым пламенем. Все присадки, которые в нем содержатся, которые обеспечивают вязкость и очищающие свойства, постепенно изнашиваются или вырабатываются. Масло, что называется, деградирует. То есть частично испаряется, в нем появляются отложения и нагар, меняется его вязкость.
Картерные газы — это и вовсе гремучий коктейль, который сильно влияет на масло. Все усугубляется, если двигатель «подъедает» масло. Чем меньше масла в картере, тем выше рабочая температура и, соответственно, нагрузка на мотор. Неисправности системы охлаждения, отсутствие обдува картера двигателя или масляного радиатора могут уменьшить ресурс масла в разы. Словом, с рекомендованным интервалом замены лучше не затягивать. В среднем это 10 000 км пробега для бензиновых моторов и 7000 км для дизельных.
Все знают, что время от времени уровень масла нужно проверять с помощью щупа. Некоторые автомобилисты думают, что раз масло уже потемнело, значит, его пора менять. На самом деле это не так, ведь в современных маслах содержатся самые разные присадки, в том числе и моющие, которые растворяют крошечные частицы нагара в моторе и удерживают их во взвешенном состоянии.
Хранить только в канистре
Средний срок годности свежекупленного моторного масла составляет пять лет. Но если перелить его в двигатель, оно потеряет первоначальные качества намного быстрее, за год или меньше. Даже если за это время вы ни разу не заведете машину. Все дело в количестве кислорода, с которым масло контактирует. В герметичной канистре или бочке слой воздуха небольшой, а в моторе масло в буквальном смысле «дышит» через систему вентиляции и окисляется. Да и сплавы металлов, из которых собран силовой агрегат, намного быстрее приведут к деградации масла. Как раз поэтому при замене масла нужно смотреть не только на пробег, но и на срок эксплуатации.
Символы на этикетке
На любой канистре с маслом вы увидите две цифры. Обе они имеют отношение к вязкости продукта. Первая, меньшая, показывает, как масло ведет себя при низких температурах (W — это winter, «зима»). Чем ниже это значение, тем при более низкой температуре можно запустить мотор. Для московской зимы вполне подойдет масло 5W, а вот для автомобилистов Крайнего Севера предпочтительнее 0W.
Что касается второй цифры, то она обозначает высокотемпературную вязкость. Например, масло 5w40 летом в жару обладает большей вязкостью, чем 5w30. Чтобы не гадать, лучше ориентироваться на требования производителей. Например, японские и корейские автомобили конструкционно «заточены» под маловязкие масла. В других случаях, напротив, требуется масло с параметром 40. Обозначение XW-X является международным стандартом и принято SAE (Обществом автомобильных инженеров).
На самом же деле первый и главный критерий при выборе масла — наличие одобрения автопроизводителя. Обычно допускается применение нескольких вариантов моторных масел, из которых и следует выбрать одно с учетом условий эксплуатации.
Минеральное, синтетическое, полусинтетическое
Кроме цифр, на канистре можно прочитать, какое это масло — минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Минеральные масла вырабатывают в процессе перегонки мазута, причем технология относительно несложная, а потому и продукт это недорогой, но чувствительный к колебаниям температур.
Синтетические получают при помощи органического синтеза, зачастую также на основе нефтепродуктов, но исходное сырье перерабатывают намного сильнее. Производство синтетики намного дороже, зато масло работает стабильнее, в том числе при экстремальных температурах. Правда, синтетика дает высокую угарность. Но в условиях Заполярья эксплуатировать технику без нее было бы невозможно.
Наконец, полусинтетическое масло получают при смешивании двух основ: от 30 до 50% синтетического и от 50 до 70% минерального масла. Полусинтетические масла по своим характеристикам являются чем-то средним между синтетическими и минеральными. По ряду показателей они уступают синтетике и превосходят минеральные. Полусинтетику нужно менять чаще, но она универсальна, доступна по цене, годится и для дизеля, и для бензина и весьма эффективна при запуске холодного двигателя.
Рапс и соя
При производстве некоторых машинных масел до сих пор используется растительное сырье. В первой половине ХХ века для паровых машин активно применялось рапсовое масло: оно хорошо приставало к металлическим деталям и не смывалось с них водой и паром.
Сегодня ученые продолжают экспериментировать в этом направлении с сельскохозяйственными культурами, в частности с соевыми бобами. Основной интерес заключается в возобновляемости основного ресурса: вырастить новое рапсовое поле проще простого. Но до массового производства таких масел пока далеко. В то же время тот же рапс успешно используется для изготовления экологически чистого топлива, например биодизеля.
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons
Материал впервые опубликован в феврале 2020