Когда речь заходит о морских пейзажах, первое, что вспоминается, — картины Айвазовского. Художник создал около 6000 полотен. Многие из них — документы, детально отображающие действительность… воспроизведенную по памяти!
Сегодня про Айвазовского сказали бы, что он обладал фотографической, или, как ее еще называют, эйдетической, памятью. В эпоху, когда фотография еще не получила широкого развития, путешественникам приходилось зарисовывать увиденное. Часто для этих целей приглашали профессиональных художников. Благодаря способности до мельчайших деталей запоминать окружающее, в 1845 году Айвазовского включили в состав экспедиции Русского географического общества, отправляющейся к побережью Турции и греческим островам.
В его задачу входило как можно более точно запечатлеть ландшафт и горные породы. Не всегда на фиксирование увиденного у Айвазовского было достаточно времени, поэтому большинство работ он создал по памяти, а не на натуре. Художник не просто фиксировал увиденное, а передавал впечатления от мест.
Искусствоведы считают, что прекрасная память, помимо прочего, помогала Айвазовскому защищаться от мошенников, копирующих его стиль. Никто не мог так точно воспроизводить оснастку кораблей или нюансы морских волн, как он сам.
ПРАКТИКУМ
Слепой метод
Теоретически наш мозг способен запомнить столько же информации, сколько загружено во Всемирную сеть
Один из способов тренировки памяти назван в честь художника методом Айвазовского. Его используют горнолыжники. Успех на соревнованиях во многом зависит от знания трассы.
Посмотрите на картину.
Закройте глаза и представьте увиденное.
Проверьте, насколько хорошо вы запомнили картину, сверив количество деталей, которые сможете воспроизвести с изображением.
Если результаты не впечатлили, тренируйте память с помощью метода локусов:
Разбросайте несколько разных мелких предметов на столе.
За 30 секунд постарайтесь запомнить их расположение, представив, как двигаетесь между предметами.
По памяти воспроизведите свой «маршрут» и назовите предметы.
Медосмотр: полезные связи
Споры о том, может ли существовать отдельно образная, зрительная, фотографическая память, велись весь ХХ век. Приблизиться к разрешению смогли только в 1970–1980-х годах, с началом применения магнитно-резонансной томографии. «С точки зрения современной науки, — говорит Андрей Хватков, врач-психиатр клиники Askonamed (в 2020-м, — Прим. Vokrugsveta.ru), — так называемой эйдетической памяти отдельно не существует, это часть ассоциативной памяти. Возможно, ее зрительная составляющая была гипертрофированно развита у Айвазовского».
Главный орган, обеспечивающий запоминание, — гиппокамп. Для фиксации информации нужно, чтобы-либо появился новый нейрон, либо образовалась новая связь между уже существующими нервными клетками. Все это зависит от активности пептидов памяти. К сожалению, влиять на активность этих веществ еще не научились. Поэтому и прием разрекламированных пищевых добавок с пептидами бесполезен. Гораздо эффективнее тренировать память.
ПЬЕДЕСТАЛ
Круг просветленных
Память — мощное оружие, если использовать ее по назначению
Джон фон Нейман — нобелевский лауреат, математик, физик и компьютерщик, разработавший теорию игр. С детства развлекал друзей тем, что перечислял фамилии и номера телефонов, всего лишь раз посмотрев на выбранную наугад страницу справочника.
Дэвид Бойз — один из самых дорогих юристов США. По мнению коллег, судебные процессы ему помогает выигрывать умение запоминать содержание страниц в многочисленных томах дел. Сам Бойз считает, что научиться выделять в массиве информации ключевые моменты ему пришлось из-за дислексии.
Клайв Стейплз Льюис, автор «Хроник Нарнии», по утверждению его учеников, мог продолжить с любого места рассказывать по памяти случайно выбранный ими отрывок из книги, которую он читал.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, май 2020, частично обновлен в марте 2024