Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Бразилиа: самый сумасшедший градостроительный проект в истории

Построенный на пустом месте всего за три с половиной года мегаполис. Город, где нет светофоров, центр пронизан хайвеями, а в архитектуре преобладает стиль «пламенеющий Корбюзье». Это Бразилиа

Обсудить

Бразильцы еще в XVIII веке понимали, что управлять гигантской федерацией проще из центра страны. Именно тогда родилась идея перенести столицу из Рио-де-Жанейро вглубь материка. Осуществить проект удалось только в 50-х годах XX века, когда за дело взялся амбициозный политик Жуселину Кубичек, в предвыборной кампании тех лет пообещавший построить новую столицу до истечения будущего президентского срока.

Мемориал Жуселину Кубичека в Бразилиа | vokrugsveta.ru
Мемориал Жуселину Кубичека в Бразилиа

Исторический экскурс

За архитектуру Бразилиа отвечали два сильнейших бразильских архитектора — Лусио Коста и Оскар Нимейер, оба влюбленные в идеи Ле Корбюзье. Так, из наследия швейцарского классика в проект Бразилиа перекочевали четкое зонирование и районирование, функциональные конструкции из стекла и бетона, обозначение улиц цифровым методом и другие элементы концепции «Лучезарный город».

По плану Лусио Косты, очертания Бразилиа должны были совпадать со схемой самолета, где каждый «отсек» имеет свое четкое назначение. В «кабине» располагаются дворец президента, здание конгресса и аллея министерств, «пассажирский салон» — место скопления гостиниц, магазинов и банков, в «хвосте» сосредоточены муниципальные институции, а «крылья» занимают жилые кварталы, парки и сады.

Вместо перекрестков со светофорами, которые так нервировали Корбюзье, в Бразилиа построили удобные развязки и пешеходные зоны, позволившие автомобилистам и пешеходам пересекаться как можно реже.

Вид на Бразилиа с МКС: из космоса видны очертания «самолета» Косты
Вид на Бразилиа с МКС: из космоса видны очертания «самолета» Косты

И все же всемирно известный облик Бразилиа — заслуга Оскара Нимейера. Он наполнил план Косты по-конструктивистски строгими, но по-бразильски теплыми архитектурными формами.

Фирменный прием Нимейера: взять функциональный каркас из стекла и бетона и с помощью выразительных деталей придать зданию динамику то ли босановы, то ли самбы. В ход шли колонны футуристичного кроя, входы-трапы и декоративные бассейны, превращавшие любой рисунок на здании в паттерн.

Город строился ударными темпами: основные части «самолета», улицы-магистрали и ключевые здания были созданы менее чем за четыре года. Так Кубичек выполнил свое предвыборное обещание, а Бразилия получила новую столицу и совершенно уникальный культурный опыт.

Главные места города

Телевышка

Сама по себе вышка — достопримечательность не первого порядка, однако с ее смотровой площадки можно оценить масштаб Бразилиа: удаленность шедевров Нимейера друг от друга и величественный простор Монументальной оси — главного хайвея, очерчивающего центр.

Дворец Алворада

Резиденция президента Алворада — первое здание, которое было построено в городе. По-португальски alvorada означает «рассвет». Здание получило свое название благодаря знаменитой фразе Кубичека: «Что есть Бразилиа, если не рассвет нового дня для Бразилии?»

Нимейер спроектировал президентский дворец филигранно: белоснежные колонны мягких абстрактных форм обрамляют функциональную конструкцию из стекла и бетона. И весь этот тропический конструктивизм утопает в зелени и множится в отражении в декоративных бассейнах.

Особая гордость резиденции — яркие эклектичные интерьеры. В одном зале здесь могут легко ужиться религиозные полотна XIX века, модернистские гобелены, персидский ковер и футуристичная мебель.

К сожалению, внутрь дворца имеют доступ только официальные лица. Даже само здание рассмотреть с улицы довольно трудно: обширная территория резиденции и высокий забор отгораживают президентские покои от любопытствующих.

Площадь Трех властей

Ударная доза «пламенеющего Корбюзье»! Здесь расположены дворцы президента (Планалту), Национального конгресса и Верховного суда. Проектируя площадь, Коста и Нимейер стремились передать идею равного веса трех ветвей власти: все здания здесь построены так, чтобы не загораживать и композиционно дополнять друг друга.

Дворец Национального конгресса — символ Бразилиа — напоминает абстракционистский этюд с участием тарелки, полусферы и двух небоскребов. Эта конструкция — про баланс и равноправие двух палат парламента, одна из которых занимает офис под «тарелкой», а вторая под «полусферой» (на фото).

По правилам, принятым еще во времена Кубичека, вход во дворец доступен для всех граждан страны и даже для иностранцев. В здание пускают по понедельникам, четвергам и пятницам, а на обширной лужайке перед ним каждый день можно застать что-то интересное: по праздникам здесь проходят официальные шествия, а в будние дни — митинги и пикеты.

Рабочий дворец президента, Планалту, во многом похож на резиденцию Алворада: светлые «танцующие» колонны, буйство зелени вокруг и замысловатые интерьеры. Что особенно приятно — здание можно посмотреть вблизи и даже посетить с экскурсией. Кстати, соседняя резиденция Верховного суда в точности копирует уже сам Планалту. Туда тоже пускают туристов, правда, для публичного посещения открыт только небольшой музей суда.

Также на площади можно познакомиться с бразильской модернистской скульптурой. Самые яркие работы — абстрактная «Голубятня» Нимейера и «Войны» Бруно Жоржи (на фото), посвященные рабочим, бок о бок сражавшимся на «фронтах» стройки Бразилиа.

Дворец международных связей Итамарати и дворец Министерства юстиции

Два похожих друг на друга здания позади Конгресса — это тоже Нимейер, его почерк видно издалека: колонны, искусственные бассейны, зеленые джунгли. В отличие от Алворады, Планалту и Конгресса, эти здания не были выкрашены в белый и за счет естественного серо-коричневого оттенка смотрятся более брутальными.

Итамарати
Итамарати

Но у менее парадных дворцов есть интересное преимущество: их не подкрашивают и реже обновляют, отчего виден их настоящий возраст — потертые камни входных групп, слегка облупленные бортики бассейнов, ржавые подтеки на колоннах. Вряд ли Нимейер так задумывал, но, разглядывая сегодняшние Итамарати и резиденции минюста, можно увидеть, как модернизм мутирует в стимпанк.

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии

Сердце Бразилиа. Притцкеровская премия (аналог Нобелевской в архитектуре) и, пожалуй, самая яркая работа Нимейера на родине. Здание-купол вырастает из окружающего его бассейна и в молитве возносит руки-балки в небо.

Внутри собора даже в пасмурный день все залито светом за счет расположенных по периметру мозаик. В интерьере ничего лишнего: из-под купола спускаются три антропоморфные скульптуры ангелов, абстрактный сюжет мозаик намекает на торжество высших сил, а над алтарем выделяется яркий желтый овал — то ли символ жизни яйцо, то ли солнце, озаряющее своды собора.

Кажется, если бы рай строили модернисты, он выглядел бы именно так
Кажется, если бы рай строили модернисты, он выглядел бы именно так

Культурный комплекс Республики

Рядом с кафедральным собором еще две программные работы Нимейера: здание в форме планеты с поясом-орбитой и здание, похожее на гигантскую беспроводную колонку — Национальный музей Бразилии (на фото) и Национальная библиотека. В музее нет постоянной экспозиции, но выставки очень достойные и немноголюдные — рассмотреть удастся не только экспонаты, но и причудливость «планеты» изнутри.

Мемориал Жуселину Кубичека

Экспозиция мемориала посвящена как персональным заслугам президента, так и строительству Бразилиа — его любимого детища. В коллекции — лучшие документы эпохи: первые планы города, нарисованные от руки, подробная фотохроника монументального строительства и торжественные костюмы Кубичека и его жены, в которых они посещали все стройки города.

Церковь Dom Bosco

Еще одна выдающаяся работа Нимейера, расположенная чуть в стороне от центра города. С улицы эта модернистская церковь выглядит сдержанно и брутально, а внутри светится как сундук сапфиров. Как и в случае с кафедральным собором, фокус тут на обширных мозаиках, захвативших все стены здания.

Церковь носит имя Джованни Боско, итальянского священника и провидца XIX века, святого покровителя города. Боско предсказывал, что в XX веке в центральной Бразилии родится новая великая цивилизация, и даже указал место ее рождения на карте. Именно эти координаты использовал Кубичек, когда выбирал место для строительства Бразилиа.

Набережные и мост Жуселину Кубичека

От космических ландшафтов даунтауна можно отдохнуть в районе искусственного водохранилища Параноа, окруженного набережными, посольствами и виллами, утопающими в зелени.

Местные жители и туристы потягивают здесь кофе на солнечных террасах многочисленных кафе или катаются на катерах. С воды можно рассмотреть и окрестное буйство природы, и самый функциональный проект Нимейера — автомобильный мост Жуселину Кубичека.

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Материал впервые опубликован в мае 2020

Фото: Getty Images, Wikimedia Commons

Материал впервые опубликован в мае 2020

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения