Жители Монголии не задувают свечи, не машут вслед рукой и предпочитают юрту другому жилье. На все это у них есть разумные причины.
Монголы меняют значение слов с помощью долготы гласных:
цас — «снег»
цаас — «бумага»
дэр — «подушка»
дээр — «наверху»
Предпочитают юрту привычным нам домам: за ее установку платить не нужно. Юрты (их монголы называют «гэр») ставят не только в отдаленных районах в степи, но даже среди многоэтажек в Улан-Баторе. Юрту можно собрать как конструктор: у одного продавца на обычном рынке купить дверь, у другого — шесты, у третьего — войлочный покров и т. д. Оптимальным считают гэр из 5–6 стен.
О том, как устроена монгольская юрта и как в ней нужно себя вести, читайте в материалах «Вокруг света»
Едят пенки от молока. Подсушенные пенки, смешанные с мукой, — десерт.
Пьют чай, добавив в него пельмени. Готовят его с солью, молоком и жиром. Часто кладут в чай также поджаренную муку и костный мозг барана.
Не пользуются монетами. В хождении только купюры. Расплачиваясь, кладут купюру так, чтобы было видно изображение Чингисхана. Для выражения еще большего почтения деньги подают обеими руками.
Не снимают шапку в общественных местах. Головной убор для мужчины-монгола — олицетворение его достоинства. Прикасаться к шапке может только хозяин.
Не переходят дорогу «человеку с четырьмя глазами и двойным телом». Так называют беременную женщину. Считают, что это отбирает у еще не рожденного малыша его счастливую судьбу.
Не заходят в гости с засученными рукавами — их подворачивают на похоронах.
Считают, что задувать свечи на именинном пироге, как это делают европейцы, — тяжкий грех.
Не машут рукой на прощание: этот жест означает «уходи и больше не приходи».
Поминки справляют на 49-й день после смерти человека. Несмотря на запреты, умершего по старой традиции иногда хоронят, оставляя тело на возвышении, чтобы душа попала на небо и могла возродиться.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь-июль-август 2020, частично обновлен в июне 2024