Сесть с этими героями за стол считалось плохой приметой.
Калигула
Краткое правление римского императора Калигулы (37–41 гг.) с начала и до конца было пропитано ядом. Мстя за отца, Калигула отравил своего предшественника, императора Тиберия.
Император был тонким ценителем ядов. Он хорошо разбирался в их свойствах, составлял различные смеси и проверял их на рабах. Впрочем, доставалось не только рабам. Так, Калигула травил возниц, осмелившихся обогнать его в конных скачках, а также вложил яд в раны победоносного, но не пользовавшегося императорским фавором гладиатора Колумба.
Жадный до чужого добра, Калигула заставлял богатых римлян отписывать ему часть наследства и, не желая долго ждать их естественной смерти, попросту посылал им отравленные лакомства, ускоряя процесс.
После убийства Калигулы был найден огромный сундук с отравами: каждый яд был собственноручно подписан императором и назывался по имени отравленного им. Сундук был выброшен в море, что нанесло ущерб окружающей среде, схожий с крушением нефтеналивного танкера: долго еще выбрасывало на окрестные берега косяки отравленных рыб.
Нерон
Нерон поставил процесс отравления неугодных на конвейер и даже завел ручную галльскую отравительницу Локусту. В течение всего правления Нерона (54–68 гг.) эта милая женщина готовила яды для его врагов.
Первой жертвой стал предшественник Нерона — император Клавдий. Яд, приготовленный из опия и аконита, был подан жертве в грибах, которые так любил Клавдий. Но напившийся отравленного вина император никак не умирал. Он уже понял, что его отравили, и попытался избавиться от яда при помощи рвотного пера. Не тут-то было: Нерон позаботился о том, чтобы перо также смазали ядом.
Став императором, Нерон принялся устранять соперников. Одним из первых пострадал Британник — сын Клавдия, сводный брат Нерона. Был придуман хитроумный план. Сначала юноше умышленно подали слишком горячую еду. Пробовавший пищу Британника слуга попросил охладить ее, что и было сделано с помощью уже никем не проверенной отравленной воды. Британник начал умирать в агонии прямо на глазах гостей, но Нерон невозмутимо уверил всех, что юноша просто слаб здоровьем и вот-вот придет в себя. Не пришел.
Затем Нерон принялся травить всех подряд. Любовник императора Нарцисс был отравлен потому, что перестал нравиться. Приближенный Паллий — потому что стал слишком богатым. Дорифор — за то что опрометчиво возражал против очередного брака императора.
Бурр пострадал уже неизвестно за что, но известно как: Нерон приказал натереть ему ядом нёбо. Учитель Нерона, знаменитый философ Сенека, замешанный в заговоре против своего бывшего ученика, был принужден проглотить яд афинского болиголова и для надежности еще и вскрыть себе вены.
Александр Борджиа
Папа римский Александр VI Борджиа (1492–1503 гг.) — пожалуй, самый знаменитый наместник престола Св. Петра, но отнюдь не благодаря своим христианским добродетелям. В историю он вошел своим феноменальным даже для разнузданных светских правителей развратом и отравлениями.
Излюбленным ядом папы была кантарелла. Рецепт этого яда знал лишь сам Борджиа. После того как миссионеры привезли из только что открытого Нового Света тамошние ядовитые растения, папские алхимики стали готовить столь мощные яды, что одна их капля могла убить слона. За подобные химические опыты Александр VI удостоился прозвища Аптекарь Сатаны.
Насколько папа был неутомим в разврате, настолько он был изобретателен в методах отравления. Яд добавлялся в просфоры перед церемониями освящения. Яство разрезалось ножом, натертым ядом только с одной стороны. Жертва, видя, что вторая половина поглощалась папой без всякого вреда, радостно принимала угощение и умирала, так ничего и не поняв. Иногда использовался ключ, заканчивавшийся незаметным острием, которое натирали ядом; несчастный, открывавший этим ключом дверь, чуть прокалывал острием руку и погибал от отравления.
Праздничный стол гостеприимного папы нередко изобиловал отравленными яствами, поставленными перед предназначенными к ликвидации. Приглашенные на обед гости садились за стол, не иначе как составив прежде завещание. По иронии судьбы Александр VI погиб от яда, который приготовил для очередной своей жертвы.
Екатерина Медичи
Французская королева Екатерина Медичи (1547–1559 гг.) происходила из знаменитой семьи флорентийских отравителей. Королева оказалась достойной своих предков: в бесконечных придворных интригах яд был ее главным оружием. К услугам Медичи был целый штат отравителей, сомнительных «парфюмеров», изготавливавших отравленную косметику, духи, а также яды, которые наносились на перчатки, веера и женские украшения.
От пары таких перчаток умерла Жанна д’Альбре, королева Наваррская, которая была сторонницей гугенотов, что сильно не нравилось католичке Екатерине. Сын отравленной, Генрих IV, опасаясь за свою жизнь, во время пребывания в Лувре ел только собственноручно приготовленные яйца и пил воду, набранную им же из Сены.
Екатерина дважды пыталась отравить влиятельного гугенота, адмирала Колиньи. Но в результате отравления погибли оба брата адмирала, а сам он отделался коликами. Решив, что травить гугенотов по одному — занятие слишком утомительное, Екатерина Медичи приглашает сразу всех гугенотов в Париж на Варфоломеевскую ночь...
Цыси
Начав карьеру в должности наложницы, Цыси в конце концов стала безграничной правительницей всей Китайской империи (1861–1908 гг.). Немало такому профессиональному продвижению способствовали яды.
Первой жертвой Цыси стала вдовствующая императрица. Когда император Сяньфэнь был еще жив, Цыси втерлась в доверие к его бесплодной жене и заодно к императору. Родила Сяньфэню наследника, а после смерти отца ребенка просто убрала ставшую ненужной императрицу: та то ли съела отравленное печенье, то ли выпила ядовитый бульон, которые Цыси приготовила своими руками.
Цыси травила неугодных во время придворных трапез, и никакие ухищрения не помогали: ни серебряные пластинки, с помощью которых проверялось, не отравлена ли пища (от яда пластинки темнели), ни пробовавшие блюда евнухи, ни молитвы богине Гуаньинь, спасавшей от яда. Многие придворные и императорские наложницы завели целые аптеки и личных аптекарей с полным набором противоядий.
Пу И, внучатый племянник Цыси, последний император Поднебесной, позже вспоминал, что ел только после того, как пищу попробует его младший брат.
Неудивительно: предпоследний император Гуансюй, племянник Цыси, усыновленный ею, был ею же и отравлен. Она сильно невзлюбила Гуансюя и, почувствовав приближение смерти и не желая, чтобы он пережил ее, отравила императора мышьяком. А сама скончалась от дизентерии на следующий день.
Материал опубликован на сайте