Сомнения первых лиц
Официальная история московской Олимпиады началась еще в октябре 1974 года, когда столицу СССР избрали местом проведения XXII летних Игр. Это, кстати, была не единственная попытка, но первая удачная. Интересно, что внешнеполитическая разведка КГБ знала о положительном решении Международного олимпийского комитета (МОК) за полгода до оглашения результатов: Союз опередил США (Лос-Анджелес) на 19 голосов. При этом, хотя прием Олимпиады всегда поднимал престиж страны на международной арене, он далеко не всегда был прибыльным, а чаще убыточным мероприятием. Так, Монреаль, где Олимпиада проходила в 1976-м, расплачивался с долгами 30 лет. Кроме Москвы и Лос-Анджелеса, претендентов на проведение соревнований в 1980-м попросту не было.
«Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, этот вопрос нам следует пересмотреть и отказаться от проведения Олимпиады», — писал Леонид Брежнев Константину Черненко еще в 1975 году. За отказ пришлось бы платить штраф, но главное — это плачевным образом сказалось бы на имидже государства. Игры решили все-таки проводить.
Бойкот
Ввод советских войск в Афганистан в 1979 году послужил поводом для экономических санкций против Союза, а также для бойкота Олимпиады-80. Президент США Джимми Картер организовал мощную кампанию против Игр в Москве. В результате Олимпиаду проигнорировали участники из 65 стран, а только что прошедший через революцию Иран на Олимпиаду не пригласил сам МОК.
Еще 16 национальных сборных поехали в СССР вопреки решению своих правительств и выступали под знаменами МОК или своих Олимпийских комитетов: Австралия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Пуэрто-Рико, Сан-Марино, Франция и Швейцария.
Никакой «рухляди»
К проведению Олимпиады тщательно готовились. Например, снесли в Москве множество старых домов — в городе, принимающем соревнования такого уровня, не должно было быть деревянных халуп. Уже годы спустя стало ясно, что «халупы» были интереснейшими образцами архитектуры модерна, и из некоторых уничтоженных микрорайонов мог бы получиться, к примеру, отличный музей зодчества или туристический объект. Увы, на месте многих некогда шикарных дач остались пустыри. Исчезла застройка улиц Щепкина (бывшая 3-я Мещанская) и Дурова (бывшая Старая Божедомка). Кардинально изменились Сокольники.
Впрочем, к Играм в Москве в течение нескольких лет не только сносили, но и возводили — Олимпийскую деревню, Дворец спорта на Проспекте мира, Олимпийский бассейн, велотрек в Крылатском. А вот гребной канал в Крылатском, Лужники и телерадиокомплекс в Останкино сдали только в конце июня 1980-го — за месяц до торжественной церемонии открытия. Также именно к Олимпиаде в Москве построили международный аэропорт Шереметьево, Центр международной торговли на Красной Пресне, гостиницу «Космос».
Реконструировали многие дороги: так, как раз перед Играми появилась первая часть крупнейшей транзитной белорусской автотрассы М1, которая соединяет современную границу России с Брестом. В народе ее до сих пор так и называют — «Олимпийка».
Жестче карантина
Про высылку неблагонадежных элементов «за 101-й км» на время Олимпиады слышали многие. И у многих сложилось впечатление, что людей грузили в вагоны и увозили. На деле, конечно, все было не совсем так. Просто людям создавали естественные условия для отъезда: в детских лагерях были удлиненные смены, студентов отправляли работать в поля или в экспедиции, рабочие уезжали в стройотряды. Людей с психическими расстройствами изолировали превентивно. В период проведения соревнований для въезда в столицу требовался спецпропуск.
Туристические поездки отменили вместе со всеми конференциями и командировками. Еще весной КГБ и милиция провели рейды по всем известным бандам, изъяли много оружия. Так что летом 1980-го Москва действительно была безопасной как никогда.
Видимость изобилия
Дефицита продуктов во время Олимпиады тоже быть не могло. Помогли соседи-финны: у них и закупали продовольствие, причем начали за несколько месяцев. В столичных магазинах появились финские сервелат и салями, джемы и соки, ликеры, сыр в нарезке, а также импортное баночное пиво и заграничные сигареты «Мальборо». А еще «Кока-Кола» (раньше была только «Пепси») и жвачка, которая считалась идеологически вредным продуктом.
Мишка мог быть лосем
Мишка с грустными глазами — чуть ли не главная ассоциация с Олимпиадой-80. Талисман Игр начали искать по всему Союзу еще в 1977-м. Развернулись жаркие споры, итог которым был подведен в эфире передачи «В мире животных». Главным конкурентом медведя был лось. Но и с Мишкой все было не так просто. В яблочко попал детский художник Виктор Чижиков.
Когда Олимпиаду закрывали, резиновая фигура Мишки под песню «До свиданья, Москва» поднялась над стадионом на разноцветных воздушных шарах и скрылась в ночном небе. Зрелище было душещипательное, многие плакали. Через несколько часов Мишка приземлился на Воробьевых горах и был отвезен на склад, потом его можно было увидеть на ВДНХ, а после кукла хранилась в подвале Олимпийского комитета, где была уничтожена крысами.
Кстати, сегодня, пожалуй, мало кто помнит, что вторым символом Олимпиады-80 было изображение Спасской башни в виде беговых дорожек. Эта эмблема одно время ассоциировалась с СССР, не меньше чем серп и молот.
Выбрала погода
Определить идеальную дату для проведения церемонии открытия Олимпиады было нелегко. Для этого Всесоюзный научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации изучал сводки погоды столетней давности. Середина июля была признана оптимальным временем — обычно в Москве в это время было сухо, тепло, солнечно, а вероятность дождя считалась минимальной.
Живой экран
Церемония открытия Олимпиады началась с боя кремлевских курантов, затем была праздничная увертюра Дмитрия Шостаковича. Впервые был использован живой «экран» из 4,5 тысяч зрителей на одной из трибун стадиона. Все они долго и тщательно репетировали. У каждого были разноцветные флажки, манишки, шапочки и другие предметы, меняя которые, участники «флешмоба» показали 174 картины.
Последним на импровизированном «экране» возникло изображение Земли, на которой красной звездой символически была отмечена столица Олимпиады-80 — Москва.
Смерть Высоцкого пытались «замолчать»?
Знаменитый певец и актер Владимир Высоцкий скончался в разгар Олимпиады, 25 июля. Это событие настолько потрясло советское общество, что на какое-то время затмило сами Игры. Само собой, власти пытались избежать ажиотажа. Не было даже официального сообщения о смерти артиста, лишь над окошком кассы Театра на Таганке висело маленькое объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Некрологи появились в двух изданиях — «Советской культуре» и «Вечерке» (редактора последней за это уволили).
Попрощаться с Высоцким вышел весь город, это ожидаемо «отодвинуло» Олимпиаду на второй план. Через день о кончине Высоцкого написали уже и крупнейшие мировые издания.
Культурный след
По мотивам олимпийских настроений 1980 года было написано не менее полутора десятков эстрадных песен, среди которых «Олимпиада», «Темп», «Стадион моей мечты», «Старт дает Москва», «Пять колец», «Добро пожаловать в Москву, Олимпиада!», «До свиданья, Москва» и другие. Именно к Олимпиаде была выпущена 13-я серия мультфильма «Ну, погоди!», полностью посвященная спорту, а также мультипликационный фильм «Баба-яга против!». В последнем вольно интерпретировали типичный сценарий русских народных сказок: Медвежонок выбран талисманом Олимпиады, однако Баба-яга, Змей Горыныч и Кащей изо всех сил пытаются помешать ему принять участие в Играх. Мультик стал культовым.
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons