Египтяне создавали огромные изваяния фараонов и божеств, жители острова Пасхи — фигуры моаи, советская власть — исполинские статуи, изображающие Родину-матери, а император Нерон приказал поставить 30-метровую статую себя.
Интересно, что эта традиция никуда не делась: в мире насчитывается более 140 статуй, высота которых превышает 30 метров. «Вокруг света» рассказывает как и почему появились одни из самых высоких среди них.
Память политических и государственных деятелей
Будь то упомянутая статуя Нерона, московский памятник Петру Великому высотой 98 метров или 37-метровый сидящий оранжевый Мао Цзэдун, построенный в 2016 году в поле в китайской провинции Хэнань и снесенный спустя несколько дней после завершения работ — так как «был построен без разрешения», — гигантская статуя традиционно считалась наилучшим способом увековечить память крупного политического деятеля.
Как ни удивительно, эта идея не изжила себя и в XXI веке: в 2018 году в Индии на острове Садху на реке Нармада в штате Гуджарат была торжественно открыта высочайшая в мире 182-метровая (240 метров с постаментом) Статуя Единства, изображающая Валлаббхаи Пателя — его называют одним из отцов современной Индии наряду с Джавахарлалом Неру.
Строительство статуи началось в 2013 году, причем проект пользовался огромной поддержкой миллионов простых индийцев. Движение за Статую Единства собирало старые сельскохозяйственные инструменты как источник металла для строительства, проводило марафоны, создавало петиции и проч. Возведение памятника обошлось в 430 млн долларов США. Помимо собственно статуи, был создан целый мемориальный комплекс, включающий сад и музей; в будущем они будут дополнены гостиницей, конференц-залом и парком развлечений. Вокруг раскинулось искусственное озеро площадью 12 км2.
Изображения божеств и религиозных деятелей
«Мы говорим „гигантская статуя“ — подразумеваем Колосса Родосского (бога Гелиоса) или Иисуса Христа в Рио», — эта фраза верна, если речь идет о западной культуре. На Востоке же, в частности в Индии, Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии, на ум придет скорее гигантский Будда или — с большим отставанием — Гуаньин, персонаж китайской, вьетнамской, корейской и японской мифологии.
Причем возводить гигантские статуи в этом регионе начали более полутора тысяч лет назад, и сегодня на изображения Будды приходится наибольшее число крупнейших статуй в мире — наряду с уже упомянутым Гуаньином и другими фигурами буддизма, индуизма и других восточных религий.
Ситуация не нова: самым высоким в мире скульптурным произведением в мире на протяжении 12 веков оставалась высеченная в скале 71-метровая статуя сидящего Будды Майтрейи близ китайского города Лэшань, пока ее в 1967-м не обогнала волгоградская «Родина-мать» с мечом. Да и сегодня в списке крупнейших статуй на втором месте после Валлаббхаи Пателя — Будда Весеннего храма, 128-метровая фигура Будды Вайрочана, построенная в 1997–2008 гг. в поселке Чжаоцунь, что в китайской провинции Хэнань.
Будда Весеннего храма находился на первом месте по высоте 10 лет. Интересно, что ближайший западный религиозный конкурент этого и многих других азиатских гигантов — вовсе не упомянутый выше 30-метровый Христос-Искупитель в Рио, а 47-метровая железобетонная Дева Мария, установленная в десятке километров от венесуэльского города Трухильо.
Увековечивание идеи
В эту категорию мы отнесли циклопические фигуры, не изображающие кого-то конкретного, но олицетворяющие какую-либо идею. Строительством таких монументов особенно прославилась советская власть, которая, впрочем, пыталась строить гигантские памятники и конкретным людям, но речь сейчас не о них.
Патриотизм (понимаемый в основном как любовь к Коммунистической партии и государственному строю) в СССР был возведен в ранг религии, и роль гигантских Будд уверенно заняли изображения Родины-матери — «Родина-мать зовет!» в Волгограде (85 м), «Родина-мать» в Киеве (62 м; с постаментом — 102 м), «Мать-Армения» в Ереване (22 м; с постаментом — 54 м). Конкуренцию им составляли воины, крупнейший из которых мурманский «Алеша» (35,5 м; с постаментом — 42 м), он же мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».
Впрочем, СССР не был пионером на пути увековечивания идей в форме статуй, представляющих некий собирательный образ. Самым известным сооружением такого рода будет, конечно, статуя Свободы (46 м; с постаментом — 93 м), открытая в 1886 году на острове Бедлоу (ныне — Свободы) в Верхней Нью-Йоркской бухте. И хотя при желании ее можно считать памятником древнеримской богине Либе́ртас, все-таки стоит помнить полное название сооружения: «Свобода, несущая просвещение миру» (вариант: «Свобода, озаряющая мир»), — и повод к ее сооружению. Это был подарок Франции Соединенным Штатам на столетие независимости.
Еще один пример статуй такого рода — открытый в столице Сенегала Дакаре в 2010 году 49-метровый Монумент африканского возрождения. Его строили два года, в разгар экономического кризиса, в весьма небогатой стране из стали и бронзы северокорейские рабочие с подачи и по настоянию местного авторитарного правителя. Стройка обошлась в 27 млн долларов и вызвала массовое недовольство местных жителей.
В память о выдающихся личностях и событиях
То есть памятники не правителям и прочим крупным государственным особам, равно как и не святым или основателям религий и приравненных к ним этико-философских учений (поэтому в этом разделе мы не расскажем, например, о 72-метровом Конфуции, установленном в китайской провинции Шаньдун). А кому же тогда? Да вот хотя бы Христофору Колумбу и его путешествию в Америку.
В 2017 году великому мореплавателю поставили 110-метровый бронзовый монумент в пуэрториканском городе Аресибо, на берегу Карибского моря. Монумент официально называется «Рождение Нового мира» и представляет собой гигантскую статую мореплавателя на фоне парусов.
Звучит и выглядит знакомо? Не удивляйтесь: автор памятника — Зураб Церетели, тот самый, кого москвичи уже больше 20 лет не переставая благодарят за 98-метровую статую Петра I на Москве-реке. Памятник вообще-то планировалось построить еще в 1991 году к 500-летию первого плавания Колумба через Атлантический океан, но сначала ему не могли найти места (от сооружения отказались сразу несколько американских городов, включая Майами и Нью-Йорк, ибо посчитали неуместным возведение такого большого и эстетически спорного монумента).
Затем, когда за реализацию проекта наконец взялись в Пуэрто-Рико, оказалось, что, хотя господин Церетели подарил стране разобранный памятник, собрать его будет слишком дорого (речь шла о не менее чем полутора миллионах долларов). Стройка встала, не начавшись. В 1998 году конструкции памятника (бронзовые панели внешней оболочки и стальной каркас) наконец добрались морем до Центральной Америки (за счет принимающей стороны — это еще приблизительно 2,5 млн долларов) и были складированы в ожидании работ.
Пока они лежали без движения, коррозия делала свое дело. Спустя несколько лет оказалось, что даже если бы у местных властей нашлись бы вдруг необходимые средства на сборку монумента, им понадобилось бы заменить или очистить часть деталей. Как бы то ни было, в январе 2013-го строительство собственно памятника было завершено — его предполагалось сделать центром тематического парка, создание которого не завершено до сих пор.
Памятник Колумбу в Аресибо, несмотря на непростую судьбу, стал-таки, по уверению местных властей, туристической достопримечательностью. Больше того, он без потерь пережил сильнейший ураган Мария в сентябре 2017-го, чего нельзя сказать об окружающих его постройках и инфраструктуре — все это было сильно повреждено и частично уничтожено
Интересно, что пуэрториканский Колумб — часть своеобразного диптиха Зураба Церетели: в испанской Севилье еще в 1995 году был построен 45-метровый монумент «Рождение нового человека». Это тоже Колумб (собственно, статуя мореплавателя имеет высоту 32 метра), но не на корабле, а в яйце. И это крупнейшая статуя в Испании. Кстати, ее Севилье подарила Москва.
То ли еще будет!
На сегодняшний день по числу гигантских статуй (в основном Будды) лидирует Китай, их там не менее 35-ти. За ним со значительным отставанием следуют Индия (25) и Япония (19). В ближайшие годы число огромных статуй в мире увеличится. Так, в городе Айодхья (шт. Уттар-Прадеш на севере Индии) активно готовятся к строительству 251-метровой (с постаментом) статуи Рамы, воплощения бога Вишну и легендарного царя Айодхьи, а на другом конце страны, в Мумбае, хотят поставить 137-метровую статую Равенства, изображающую отца индийской конституции Бхимрао Рамджи Амбедкара (не путать со 66-метровой статуей Равенства, открытой в 2019 году в Хайдерабаде и изображающей индуистского философа и теолога XI века Рамануджи).
Китай планирует ответить минимум тремя статуями высотой более 100 метров — Лаоцзы, бодхисатвы Манджушри (легендарного сподвижника Будды Гаутамы) и Падмасамбха́ве (выдающегося буддистского учителя VIII века).
А тем временем где-то в горах Южной Дакоты, США, медленно, но верно продолжают из целой горы высекать конную фигуру индейского вождя по имени Бешеный Конь (Crazy Horse) шириной 195 метров и высотой 172 метра. Но делают это очень, очень медленно: с 1948 года успели сделать только лицо 27-метровой высоты.
Почему так медленно создается памятник знаменитому вождю племени олгала? Да потому, что строительство ведется исключительно на пожертвования, а масштаб работ огромен. Впрочем, учитывая растущую оппозицию проекту со стороны как раз-таки индейцев, считающих, что превращать гору, расположенную в священных для них Черных холмах, в статую — это примерно то же, что вырубить чью-нибудь фигуру из горы Сион на Святой земле, не факт, что строительство вообще будет когда-нибудь закончено.
Материал опубликован в августе 2020, частично обновлен в ноябре 2022