Наверняка вы хоть раз видели гравюру Кацусики Хокусая «Большая волна в Канагаве». Изображение прочно вошло в массовую культуру: сегодня его можно встретить на футболках, в рекламе, фильмах и на обложках музыкальных альбомов. «Большую волну» справедливо считают самым известным произведением японского искусства. Что же именно изображено на гравюре и кем был ее автор?
Что изображено на гравюре
1. Гора Фудзи. Большая волна так увлекает зрителя, что изображенная на заднем плане гора Фудзияма порой кажется совсем незаметной. С первого взгляда ее даже можно принять за еще одну волну. Однако именно горе посвящена как сама гравюра, так и серия, в которую она входит: полное название «Большой волны» — «В морских волнах у Канагавы», гравюра входит в цикл работ Хокусая «36 видов Фудзи» (на самом деле она состоит из 46 работ, так как из-за огромного успеха серии художник, помимо 36 основных «видов», создал еще 10).
Получается, что главный предмет произведения находится на заднем плане, он почти незаметен. Фудзи фигурирует на каждой гравюре серии, гора священна для японцев и уже во времена Хокусая считалась символом совершенства.
2. Рыбаки. На гравюре художник изобразил три рыбацкие лодки, которые пытаются сопротивляться безжалостной стихии. Вообще, такие челноки были предназначены для плавания у побережья, по крайней мере точно не для беспокойного моря. На «Большой волне» рыбаки цепляются за свои весла, чтобы не быть поглощенными бурей.
3. Большая волна. В массовой культуре, конечно, куда большее внимание уделяется не Фудзи, а волне. Ее венчает пена, похожая на звериные когти и напоминающая востоковеду Надежде Виноградовой «стаю птиц, рвущихся из пучины».
Большая волна символизирует неумолимую и великую силу природы, которая вот-вот поглотит три рыбацких челнока. Но уничтожит ли она их? Существует бесконечное число интерпретаций. Если смотреть на гравюру справа налево, то можно подумать, что люди от волны не спасаются, а наоборот, сопротивляются ей. Безмятежность же Фудзи приносит в композицию гармонию, которая позволяет верить в мирное сосуществование человека и природы.
4. Малая волна. Малая волна повторяет очертания Фудзи, при этом по размеру она превосходит гору.
5. Берлинская лазурь. Удивительно, но до XIX века в японской гравюре практически не встречались оттенки синего. Это связано с тем, что единственные доступные синие краски японские художники делали из растительного пигмента, краски были нестойкими и вымывались за несколько недель. Краску «Берлинская лазурь» в Японию завезли европейцы в 30-х годах XIX века, что и позволило Хокусаю, а затем и другим художникам развивать пейзажный жанр.
6. Надпись. Европейскому человеку бросается в глаза надпись в столбик, а не в строчку, но в этом нет ничего удивительного. В японском языке принято записывать текст столбцами, читая его сверху вниз, справа налево. На гравюре автор оставил несколько подписей. Правая, в белой рамке, переводится как «36 видов Фудзи / В морских волнах у Канагавы». Надпись справа — собственно подпись художника, она переводится как «Кисти Хокусая, сменившего свое имя на Иицу».
Несмотря на то что японским художникам было свойственно менять псевдонимы, Хокусай делал это чаще других: более 30 раз. Обычно он делал это, когда начинал новую серию. «Хокусай» — тоже псевдоним, он означает «художник с севера». Даже собственное имя «Кацусика» не родное художнику: так назывался район, в котором он жил в детстве. Настоящее имя Хокусая — Токитаро.
7. Перспектива. Хокусай был знаком с европейской живописью, даже обучался у мастера европейского направления. В гравюрах художника, в частности в «Большой волне», можно наблюдать приемы европейской перспективы.
В каком жанре выполнена гравюра
«Большая волна» относится к так называемому направлению укиё-э, которое возникло и развивалось в период Эдо. Переводится термин как «картины изменчивого мира». Изначально слово использовали для обозначения буддийского представления о том, что все радости мира рано или поздно исчезнут. Позднее под «изменчивым миром» стали понимать мимолетную радость от нахождения в кварталах Эдо, где можно было встретить гейш, куртизанок или сходить в театр кабуки.
Художники, работавшие в жанре укиё-э, обращались к картинам реальной жизни: они изображали актеров театра кабуки, красивых девушек, сумоистов. Распространению жанра способствовало увеличение в городе ремесленников и торговцев. Опираясь на традиции старого феодального искусства, художники создали совершенно новые направления.
Кто и как создавал гравюры
Важно понимать, что гравюры укиё-э были предметом массового искусства. Роль художника в создании и дальнейшей жизни гравюры не была так велика, как кажется. Чтобы гравюра увидела свет, над ней работали четыре человека: издатель, художник, резчик и печатник.
Издатель придумывал идею, художник создавал будущий рисунок. Изначальные рисунки приходили в плохое состояние после печати, поэтому многие дошедшие до нас гравюры известных мастеров укиё-э — лишь их поздние оттиски. Затем резчик приклеивал рисунок к дощечке и вырезал печатную форму, а печатник слой за слоем наносил цвета.
Что еще создал Хокусай
Хокусая можно считать одним из основоположников пейзажного жанра укиё-э. Если до того на гравюрах природа служила лишь фоном для основного действия, то у Хокусая гора Фудзи, водопады, городские пейзажи сами становятся героями картин. Художника завораживала вода, особенно выразительно он запечатлел ее в серии «Путешествие по водопадам различных провинций». Вода на этих картинах по-настоящему величественна. При этом людей на гравюрах с первого взгляда можно и не заметить.
Хокусай работал в самых разнообразных жанрах. Так, художник создавал гравюры в жанре катё-э, что означает «цветы и птицы». В таких гравюрах с помощью малых предметов художники хотели показать общие законы мира, рассказать о макрокосме через микрокосм.
Хокусай был крайне внимательным художником, острота его художественного взора проявилась в изображении птиц и растений. Он искал взаимосвязи в мире, пытался передать их через свои работы, воспринимал природу, явления жизни и философски, и лирически. Среди работ Хокусая можно встретить как прекрасные пейзажи, так и обыденные картины жизни.
Своей лучшей работой Хокусай считал серию «100 видов Фудзи». В отличие от «36 видов», эта работа выполнена в монохромной технике. В предисловии к серии Хокусай рассказал о своем творческом пути:
«С шести лет мной овладела мания зарисовывать формы предметов. К возрасту пятидесяти лет я исполнил бесчисленное количество рисунков, но все, что я сделал до семидесяти лет, не стоит считать. Только в возрасте семидесяти трех лет я понял приблизительно строение истинной природы, животных, насекомых, трав, деревьев, птиц и рыб. Следовательно, к восьмидесяти годам я достигну еще больших успехов; в девяносто лет я проникну в тайны вещей, а к ста годам мое искусство станет просто чудом. Когда же мне исполнится сто десять лет, то у меня каждая точка, каждая линия — все будет живым. Я прошу тех, кто проживет столько же лет, как и я, посмотреть, сдержал ли я свое слово. Хокусай — старик, одержимый рисунком».
Фото: Wikimedia Commons
Материал опубликован в августе 2020, частично обновлен в августе 2023