Один из главных авиаконструкторов прошлого века Игорь Иванович Сикорский прожил сразу несколько потрясающих жизней. «Вокруг света» вспоминает интересные факты из судьбы великого изобретателя.
Пятый сын
Будущий знаменитый авиаконструктор был пятым и младшим сыном в семье известного киевского психиатра Ивана Сикорского. Его мать также имела медицинское образование, но посвятила себя детям. Она много им читала, и маленькому Игорю особенно нравились рассказы о Леонардо да Винчи, а именно об аппарате для полета, описанном итальянским изобретателем. Позже его настольной книгой стал роман Жюля Верна «Робур-завоеватель», где тоже рассказывается об огромном воздушном корабле.
Полеты рано стали мечтой всей жизни Сикорского, несмотря на то что рос он слабым, болезненным мальчиком, и не то что бегать — кататься на велосипеде не мог.
Сикорский учился в Морском кадетском корпусе, затем на год уехал в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Лано: в России в 1906 году из-за революционных потрясений практически не работали учебные заведения. Спустя год Игорь вернулся на родину и поступил в Киевский политехнический институт, но учеба сразу отошла на второй план.
Первый вертолет
Сикорский мечтал построить летательный аппарат. Первые эксперименты он начал еще будучи подростком — уже тогда он смог из подручных средств в гостиничном номере чужой страны собрать довольно тяжелый вертолет, который отрывался от земли.
Повзрослев, Сикорский консультировался у разных конструкторов, скупал детали и двигатель и в 20 лет во дворе собственного дома начал испытания первых вертолетов собственной конструкции. Первый не смог взлететь. Второй, построенный через год, уже мог подниматься в воздух. Но на тот момент наиболее перспективными машинами выглядели самолеты, и Сикорский временно переключился на них.
Уже в 1911-м Сикорский построил свой пятый по счету самолет — биплан С-5. На нем конструктор не только сдал экзамен на звание пилота и установил несколько рекордов, но даже прокатил своих первых пассажиров. А на показательных выступлениях продемонстрировал превосходство своих машин над зарубежными аналогами.
Нравилось ему и обучать людей летать: о Сикорском начали писать в газетах и журналах. Вскоре он перебрался в Петербург, где продолжил свои конструкторские труды. На тот момент конструктору было всего 24 года.
На благо родины
Сикорский по праву может считаться одним из основателей военно-морской авиации. Каждый его самолет приносил России славу авиационной державы. Благодаря нему появились первый гидросамолет, первый специальный учебный самолет, первый серийный самолет, первый самолет монококовой конструкции, первый пилотажный самолет, и все это за два года.
К началу Первой мировой войны его воздушные суда составляли основу морской авиации Балтийского флота.
В 1913 году Сикорский построил «Илью Муромца» (на фото выше). Это был настоящий воздушный гигант с четырьмя моторами. Его можно было ремонтировать прямо в воздухе, и он был заточен под сложный климат. Ни в России, ни в Европе никто не верил, что такая огромная машина поднимется в воздух и будет маневренной. Но Сикорскому удалось сделать то, что, казалось, было нереальным.
В тот год сам император Николай II захотел осмотреть самый большой и тяжелый самолет из всех ранее построенных и был восхищен настолько, что даже подарил Сикорскому свои золотые часы.
В годы Первой мировой именно «Илья Муромец» использовался и как тяжелый бомбардировщик, и как дальний разведчик. Сикорский сам много времени проводил на фронте, обучал людей, строил легкие самолеты для боя. Под его руководством развивалась вся отечественная авиационная промышленность. Сикорскому не было и 30 лет, а молва о нем разошлась по всей империи.
Изгнанник
Всё изменилось после Октябрьской революции. В начале 1918 года один из бывших коллег предупредил Сикорского: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле».
Игорь Иванович был «угрозой» для большевиков по двум причинам: как друг царя и просто как очень известный человек. Сикорский отнесся к предупреждению серьезно и вскоре выехал через север страны сначала в Англию, потом во Францию.
В Париже, однако, работы не нашлось, и конструктор отправился в США, справедливо рассудив, что в такой огромной стране авиапромышленность ждет большое будущее. Выехал он один; жена осталась в России — она слишком увлеклась революционными идеями. В Штаты вскоре прилетели две сестры Сикорского и его маленькая дочь.
Первое время на новом месте было сложно: денег не было совсем, конструктору пришлось устроиться преподавателем в вечернюю школу, чтобы прокормить себя и близких. Первый самолет в эмиграции был собран им в курятнике. Но мало-помалу дела пошли в гору. Накануне Великой депрессии маленькая фирма Сикорского вступила в мощную корпорацию, благодаря чему осталась на плаву.
Компания русского авиаконструктора в Стратфорде, штат Коннектикут, притягивала эмигрантов. Многие нашли здесь работу, даже если никакого отношения к самолетам ранее не имели. Среди таких рабочих и инженеров были офицеры флота, адмиралы, генералы.
В Стратфорде появилась мощнейшая русская диаспора — свои селились к своим. В городе открылись школы, клубы, православный храм. Многие объекты здесь и по сей день носят русские названия. Да что там, многие вновь прибывшие жители Стратфорда и английского-то не знали!
Лишь в конце 1930-х Сикорский вновь вернулся к тому, с чего когда-то начинал, — к вертолетам. Сам же их испытывал. Первый экспериментальный вертолет, поднявшийся в воздух в сентябре 1939-го, имел одновинтовую схему с автоматом перекоса и хвостовым рулевым винтом. Теперь это классика, а когда-то конструкторы считали такую схему абсолютно недееспособной.
В 1942 году выпущен двухместный S-47. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах Второй мировой войны. Послевоенный S-51 имел более мирную «работу» и особенно отличился в операциях по спасению человеческих жизней.
Затем Сикорский переключился на машины тяжелые и сверхтяжелые. Сначала собрал и запустил вертолет весом 3,5 тонны. Позднее — 14-тонную махину S-56. Никто не верил, что это возможно. И никто не смог это повторить: у S-56 вообще не было аналогов по размерам и грузоподъемности.
А S-58, увидевший свет в 1954-м, стал «лебединой песней» Сикорского и лучшим из его вертолетов. Многие экземпляры в разных странах мира целы и по сей день и даже используются.
Сам Сикорский в 1958 году вышел на пенсию. Он оставался советником фирмы, а еще очень много путешествовал, особенно на автомобиле, увлекался альпинизмом, очень любил вулканы, «могучий и величественный феномен природы», как он о них говорил.
Не все знают, что Сикорский был глубоко верующим человеком и написал ряд брошюр и книг, которые относятся к оригинальной богословской литературе русской эмиграции и ценятся многими специалистами. Так, одна из этих книг посвящена размышлениям о молитве «Отче наш».
Сикорский всегда очень тревожился из-за событий ХХ века, лихорадивших его родину. Но при этом всегда оставался патриотом России и никогда не забывал о своем вещем сне, увиденном в далеком детстве, когда ему было всего 11. В те времена, когда саму мысль о летательных аппаратах тяжелее воздуха считали невозможной и даже абсурдной, ему приснился полет на неведомом воздушном корабле, огромном, с небольшими окошками, из которых виднелись облака и далекая земля.
Фото: Getty Images, Wikimedia Commons
Материал опубликован в сентябре 2020, частично обновлен в июле 2022
Только для читателей «Вокруг света»: получите скидку 50% на сотни тысяч книг на сайте Литрес. Переходите по