Любое тяжелое испытание меняет человека. И если жизнь замерла, можно намеренно устроить себе встряску. Например, пробежать по Сахаре. Основатель «Песчаного марафона», одной из самых суровых гонок планеты, Патрик Боэр на собственном опыте убедился, что из пустыни можно выйти абсолютно другим.
ГЕРОЙ
Патрик Боэр, основатель Marathon des Sables
Родился в 1957 году в Труа (Шампань, Франция).
С юности увлекался фотографией и музыкой. Пять лет работал фотографом в ежедневной газете Liberation Champagne. Также организовывал концерты и фестивали народной, джазовой и рок-музыки.
В 25 лет уехал в Африку как культурный представитель энциклопедии Bordas, провел там около двух лет. В 1984 году совершил личный марафон по Сахаре, пройдя 350 км за 12 дней. В 1986-м организовал «Песчаный марафон», бессменным директором которого является по сей день.
СЕКРЕТЫ СЧАСТЬЯ
Совет от Патрика Боэра
Не бояться идти вперед. Когда мы теряем то, что имели, и когда страх перед завтрашним днем уходит, мы начинаем открывать еще более прекрасные и захватывающие богатства, обнаруживаем уверенность в себе. И жизнь приобретает новый смысл.
На перепутье
Патрик, как такое может прийти в голову: отправиться в одиночку бегать по пустыне?
Мне было 25 лет, и все было сложно. Я как будто попал в тоннель, казалось, что моя жизнь отформатирована на годы вперед и ничего интересного в ней уже не произойдет. Я понял: чтобы почувствовать себя живым, очистить душу и тело, нужно что-то резко изменить, добровольно оказаться в положении жертвы кораблекрушения. Я бросил профессию фотографа и уехал в Западную Африку. Два года там жил и путешествовал, несколько раз проехал через Сахару на автомобиле, вернулся во Францию. Но однажды утром проснулся с твердым решением пересечь пустыню своими ногами. Так в 1984-м я пробежал 350 километров по пескам за 12 дней.
И как, получилось почувствовать себя живым и обновленным?
Пустыня действительно изменила меня, сделала другим человеком. Пустыня — очень чистое место, в каком-то смысле первобытный мир. Нечто магическое, приближающее нас к Вселенной. Когда в жизни пустота, можно отправиться в настоящую пустыню на поиски счастья. Разве не говорят, что все пророки пересекли пустыню? Для меня это было не только географическое путешествие, но и ментальное — в собственное сознание. Когда тело испытывает дискомфорт, включается самоанализ, и человек получает ответы на важные экзистенциальные и личные вопросы. Я вернулся из пустыни очищенным и обновленным. Но, конечно, бежать по безжизненному пространству под палящим солнцем, при 40–50 градусах, довольно трудно...
Марафон по пустыне
Жара — это самое тяжелое, что приходится преодолевать во время забега по пустыне?
Проблема не только в жаре, но и в перепадах температуры: днем может быть +50 °C, а ночью холодает почти до нуля. Помимо этого, дискомфорт доставляет песок, который забивается повсюду: в глаза, рот, одежду, обувь. Если поднимается сильный ветер, нужно ждать затишья. Бежать приходится не только по песчаным дюнам, но и по каменистой местности с высокими скалистыми подъемами и спусками. Нужно беречь ноги: к вечеру они стираются в кровь из-за жары, пота и песка. Но самым тяжелым в моем изнурительном забеге был рюкзак за спиной! Он весил 35 килограммов и казался неподъемным.
Что в нем было?
Армейский спальник, еда — в основном сухофрукты (финики), орешки и сыр, — бак на 15 литров воды. В первый же день я засомневался, что осилю запланированный маршрут. Сначала и правда было очень тяжело, но потом словно открылось второе дыхание. Когда позади остались 17 километров, я поверил, что преодолею и в двадцать раз больше! Кстати, два последних дня я бежал почти налегке: еда кончилась. Но главное — в какой-то момент произошло то, чего в обычной жизни не случается: мысли ушли, голова стала абсолютно пустой, и я погрузился в сладкое блаженство.
Поверив в себя, вы поверили в других... Как вы уговорили людей бежать вместе с вами?
Да уж, журналисты посчитали меня сумасшедшим. Писали: «Похоже, солнце сожгло ему мозг, если он бегает по пустыне и другим предлагает». Я их понимаю: до этого пустыню преодолевали только на машинах, в авторалли «Париж — Дакар»... Но людей не пришлось уговаривать. Я просто показал им кадры со своего забега и рассказал, как все было. Люди загорелись. А вообще мне всегда нравилось делиться своими идеями с другими и объединять правильных людей вокруг коллективных проектов. Не зря же я с 20 лет организовывал многотысячные рок- и фолк-фестивали. Любое хорошее дело найдет сторонников. Через два года со мной бежало 23 человека. Теперь я каждый год с удовольствием наблюдаю, как больше тысячи марафонцев покоряют пустыню.
Кровь и песок
После каждого этапа марафона у медиков в лагере много работы. В их арсенале, кроме всего прочего, 150 литров дезинфицирующего раствора и 6,5 километра только обычного пластыря
Почему вы увеличили классическую марафонскую дистанцию почти в шесть раз?
Современные люди гораздо выносливее и спортивнее древних греков. К тому же мы очень хорошо оснащены. В технический персонал «Песчаного марафона» входит 450 человек, из них 140 добровольцев на маршруте. Есть мобильный госпиталь. Для ночевки ставится 300 берберских палаток. Караван сопровождают 120 вездеходов, два вертолета, самолет, квадроциклы и два верблюда.
А как обстоят дела с питанием марафонцев?
Каждому бегуну организаторы выдают 12 литров воды на день и 120 солевых таблеток, так как из-за жары организм теряет минеральные соли. Еду на дистанцию спортсмены берут свою. Ничто не способно так поддержать моральный дух, как любимая пища. Это действительно особый вид энергии. А нелюбимая еда, как и все нелюбимое, — верный путь сойти с дистанции. Есть еще личное снаряжение, которое участникам приходится весь маршрут нести за спиной. В среднем рюкзаки весят 7–12 килограммов. В них самое необходимое: спальник, ракетница, помпа для отсоса яда скорпиона, компас, ну и питание на неделю из расчета 2000 килокалорий в день.
От этой еды, которую несет с собой больше тысячи человек, наверное, остается куча упаковок и прочего мусора?..
Все отходы мы в обязательном порядке сжигаем, для этого у нас с собой есть переносной мусоросжигательный завод. Каждую пластиковую бутылку с водой нумеруем по нагрудному порядковому знаку бегуна, которому она выдается. Если в пустыне обнаружат такую бутылку, ее владельца сначала оштрафуют, а впоследствии могут дисквалифицировать.
Какие опасности поджидают бегунов на маршруте? Ядовитые змеи, песчаные бури...
...Солнечные ожоги, тепловые удары, обезвоживание, травмы — все это может случиться, если выйти на трассу неподготовленным. Мы просим участников перед забегом обязательно проверять снаряжение. Одежду нужно хорошенько перетряхнуть, чтобы в ней не оказалось камешков или случайно заползшего скорпиона. Обувь должна быть на размер больше, так как в жару отекают ноги. Как показывает практика, самыми серьезными на дистанции являются проблемы с сердцем. Но у нас солидная медицинская логистика. В арсенале 60 медиков — 6000 ампул обезболивающих препаратов, 150 литров дезинфицирующего раствора, 6,5 километра обычного пластыря, 2700 упаковок пластыря против мозолей и тому подобное. Вечером после, в лагере, бегуны могут получить помощь врачей. Или помыть ноги: в пустыне это как драгоценная спа-процедура.
Все-таки условия марафона достаточно спартанские. Вы не думали в дальнейшем сделать их более комфортными?
На свете не так много вещей, которые нужны людям для выживания, — это всего лишь воздух, вода и еда. Когда ты избавлен от разной мишуры, ты становишься подлинным. Лишнее уходит, остается настоящее. Поэтому в пустыне каждый несчастный обретает счастье. Там некогда переживать по пустякам, постоянно думаешь, как выжить. Разговариваешь с самим собой и c Богом. В ответ слышишь голос и не знаешь точно, кто тебе отвечает.
А если потеряешься, собьешься с маршрута? Кто поможет?
В 1994 году в пустыне заблудился итальянец, полицейский Мауро Проспери. Он девять дней блуждал, ел летучих мышей и выжил (похудевшего на 13 килограммов Мауро нашли в Алжире). После этого случая у каждого участника появился спасательный маячок, благодаря которому можно отслеживать местоположение спортсмена. Это доступно не только организаторам соревнований, но и родственникам бегунов.
Друг мой тело
Потерявшийся в пустыне Проспери позже еще несколько раз участвовал в Marathon des Sables. Каждый бегун что-то доказывает себе?
У каждого, думаю, свой характер и свои мотивы. Кто-то хочет выяснить возможности собственного организма. Например, британец Дункан Слейтер с протезами вместо обеих ног дважды пробежал марафон. Корсиканец Клод, который участвовал девять раз, последний раз бежал в 84 года. А для кого-то это драйв и экстремальное приключение. У нас бывали «веселые» участники, которые преодолевали дистанцию в костюмах Супермена, кролика, тыквы, с головой носорога весом более 12 кг. Один экстравагантный парень бежал спиной вперед...
ГОНКА
Marathon des Sables
«Песчаный марафон», также известный как «Сахарский марафон», — шестидневный забег по пустыне Сахара в Марокко с дистанцией около 250 километров. Маршрут проходит по пескам, камням, дюнам и плато. Организаторы каждый год меняют его и держат в секрете, участникам выдают на листке бумаги за день до старта. Делается это в целях конспирации, чтобы на спортсменов не напали преступники, и ради чистоты эксперимента, чтобы бегуны-марокканцы не смогли заранее «отрепетировать» пробежку. В первом соревновании 1986 года вместе с его основателем Патриком Бауэром участвовало 23 человека. Теперь «Сахарский марафон» ежегодно бежит 1000–1200 человек из разных стран. Из-за коронавируса 35-й забег, который должен был состояться в 2020 году, перенесли на апрель 2021-го.
Марафоны
(1) Мерзан
(2) Мерзуга
(3) Тауз
А российские бегуны вам чем-то особенным запомнились?
В «Песчаном марафоне» ежегодно участвует с десяток российских бегунов. О, это очень стойкие и очень веселые люди! В их рюкзаках большие запасы юмора. И сала. Один русский спортсмен взял с собой сало, а оно растаяло, и шесть дней он бежал голодным. Есть ли у русских в рюкзаках еще и водка? Я спрошу их об этом на следующем марафоне. Тем более что на него хочет попасть рекордное количество россиян — около 30. В этом году из-за коронавируса 35-й забег не состоялся, но он запланирован на апрель 2021-го.
Вам всего 63 года, и вы в хорошей форме. Почему сами уже не участвуете в марафоне?
Я не бегаю, потому что тяжело быть одновременно организатором и участником. Тело — мой друг, и я максимально стараюсь облегчить ему жизнь. Конечно, у меня нет сейчас таких физических способностей, как в 30. Зато ментально мне всегда 20 лет. Физическую форму я поддерживаю с помощью упражнений. Каждый день стараюсь делать отжимания, приседания, растяжку, чтобы не чувствовать себя старше, чем я есть. Еще обязательно нужно соблюдать питьевой режим, выделять достаточно времени на сон, правильно питаться и не переутомляться. Грамотное распределение ресурсов — ключ к успеху в любой ситуации. Если мы будем бережно относиться к «домику», который нашей душе подарила сама природа, мы далеко пойдем. И возможно, далеко убежим.
Фото: HEMIS / LEGION-MEDIA (X5), AFP / EAST NEWS (X3)
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2020