Пандемия коронавируса порушила планы на катание сотен тысяч серферов по всему миру. Закрытие границ привело к тому, что люди не смогли поехать на Бали или в Португалию, зато активней исследовали возможности нашей страны. Дмитрий Васин не решился на экспедицию на Камчатку, где с волнами лучше всего, но обследовал близкие к Москве Ленинградскую и Калининградскую области.
СЛОВАРЬ
Спот — место для катания
Бодиборд — короткая доска для катания на волне лежа
Сет — группа волн
Период — время между проходом двух волн в сете
Лонгборд — длинная доска для серфинга
Ленинградская область, поселок Солнечное, пляж Ласковый
Воскресенье, 11:43. На парковке пляжа почти пусто. В дальнем углу возле машины стоит группа молодых людей. Это ученики, ждущие двенадцатичасового урока серфинга. Для многих он станет первым в жизни. И пройдет без солнцезащитного крема, венка из цветов на шее и прочих стереотипов о серфинге из популярной культуры. Впрочем, этим летом сам факт того, что урок пройдет — большое везение.
Подъезжает микроавтобус с досками и гидрокостюмами. За рулем — Леонид Литвинов, патриарх питерского серфинга, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Российской федерации серфинга, основатель школы Onego Surf . Ученики помогают ему выгрузить доски на парковку, берут гидрокостюмы и переодеваются в них тут же — в салоне микроавтобуса или в своих машинах. Когда все готовы, босиком идут с досками на пляж, сначала по асфальту, потом по песку. Теперь два часа в воде, для кого-то первые пенные волны и победы.
Ленинградская область, поселок Солнечное
Серое небо и ветер с моря намекают на то, что в воде будет не очень тепло. Но она оказывается не холоднее, чем в Португалии в это время года. Гидрокостюм позволяет вообще забыть о температуре. Сегодня волны до метра высотой — подходящий прогноз для обучения.
«До сих пор большая часть людей не знает, что в Питере есть серфинг. Здесь катаются с 2006 года, я первый начал кататься. И первый раз я катался именно тут. Я назвал этот спот „Атлантис“, потому что сидел в одноименном ресторане и увидел эти волны. А я всегда возил с собой доску-бодиборд и тренировался на ней, греб на озерах, чтобы мышцы были в тонусе. Я побежал кататься и понял, что нормально, ничего себе так тянет», — вспоминает Литвинов.
К этому моменту он уже успел покататься в Португалии и во Франции, почувствовать океанские волны и проникнуться серф-культурой. В 2007 году Литвинов ловил волны на Финском заливе уже с приятелем, еще через год здесь каталось уже четверо.
«С мая по октябрь в Питере катаются примерно 150 человек, это основной сезон. В хорошие дни все могут одновременно оказываться в воде. Есть еще человек 50, которые катаются зимой в толстых гидрокостюмах на своих досках, — это хардкорные серферы», — рассказывает Литвинов.
Этим нетипичным летом в Солнечном волны стабильно приходили один-два раза в неделю, бывало и по три-четыре раза. Еще один популярный спот — мыс Флотский. Волны там бóльших размеров, чем в Солнечном, достигают трех метров, быстрее схлопываются. Это место больше подходит продвинутым спортсменам, но прогноз там приходит в два раза реже. А под хороший прогноз энтузиасты ездят с палатками на Ладогу. Но там уже нет развитой инфраструктуры.
«Лучшие волны в Солнечном приходят при северо-западном ветре. Но к ним надо привыкать. На океане приходит сет из 5–10 волн, здесь — из трех-четырех. Надо брать не первую волну в сете, а вторую-третью. И здесь маленький период, 4–5 секунд, тогда как на океане по 10 секунд», — рассказывает об особенностях катания Литвинов.
Личный опыт — Солнечное
За 10 дней в Санкт-Петербурге я покатался три раза, и все говорили, что мне повезло с прогнозом. Я понимал, что будет примерно так, и в остальные дни просто гулял, ходил по музеям, портам и кофейням.
Катался я в Солнечном. Это единственный песчаный пляж для серфинга возле Петербурга, на остальных — галька. В Солнечном довольно мелко: вода доходит до груди метрах в 20 от берега, дальше нужно ложиться на доску и грести. Такие условия хороши для начинающих: не ударит о жесткое дно и не вынесет на камни. Небольшое течение сносит в сторону, но с ним справляешься, если держишь ориентир на берегу. Супермощных волн я там не видел. Единственный риск возникал, когда в воде было слишком много серферов сразу — их доски опаснее волн.
После второго катания я уже начал что-то понимать о питерском серфинге. В тот день были неплохие волны, до 1,5 метров. Вечером был красивый закат над морем и лесом на берегу. Сосны вместо пальм на серф-споте смотрелись экзотично. В воде одновременно находилось несколько десятков человек, мне показалось, что около ста, и было плотно. Много опытных и среднего уровня, как я и ниже.
Тут нет традиционного океанского лайнапа, места, где образуются волны. В Солнечном все волны нагоняет ветер, поэтому брать их можно в любой точке. Покрупнее были в ста метрах от берега. Там уже возникала конкуренция, но все разъезжались. Я не наблюдал локализма — агрессии к новичкам и чужим со стороны местных серферов, обстановка была дружелюбной.
Главная сложность в том, что волны тут узкие, неправильной формы, задутые ветром и внезапные. Их невозможно увидеть и выбрать издалека. Они встают в паре метров от тебя, нужно моментально развернуться, лечь на доску и начать грести. После маленькой пологой волны тут же встает хорошая, крутая, со стенкой, а ты на это не рассчитываешь. Часто не успеваешь настроиться и развернуться лицом к берегу. Фальстарты тоже случаются. Но зато если в таких условиях ты успел выбрать волну, разгрестись и уехать, это дает чувство удовлетворения не меньше, чем от пойманной волны на океане.
Еще одна трудность — бытового характера. До Солнечного долго добираться без машины. Договориться с местными, чтобы подвезли, не всегда получается. Автобусы и маршрутки ходят, но от города это два часа с пересадкой. После девяти вечера обратную маршрутку приходится ждать по 20 минут. Уже начинаешь сомневаться, приедет ли она вообще.
Поймать маршрутку до города — почти такое же удовлетворение, что и поймать хорошую волну.
У меня дорога выходила в 150 рублей в один конец. Транспортная карта «Подорожник» на этих маршрутках не действовала. Транспорт в Санкт-Петербурге приносит гораздо меньше приятных ощущений, чем в Москве.
Если серфинг — ваша основная цель, приезжать сюда стоит под прогноз, который публикуют на сайте
«Лучше здесь начинать учиться, а потом уже ехать на океан. И такие примеры есть. Если на этих кривых волнах научиться ловить, вставать и поворачивать, на океане будет легко. Волны не такие длинные, но в Солнечном можно на лонгборде проехать по 150–170 м», — подтверждает Литвинов.
Калининградская область, Зеленоградск
С Балтикой в Калининградской области, в отличие от Ленинградской, договориться насчет волн не удалось. За четыре дня прогноз не приходил ни разу. Зато пришла жара около 30 °С. Поэтому я довольствовался катанием в Зеленоградске на сапе — разновидности доски, где серфер стоя гребет веслом, а не руками. Большое преимущество сапа в том, что можно кататься и без волн. Для меня это был первый такой опыт.
Из-за небольшой ряби на воде устоять на ногах было непросто, и несколько раз я попробовал температуру воды всем телом. Но гидрокостюм не дал замерзнуть, а жилет — начать тонуть. Порадовали двойная радуга, живописный закат с воды и его отблески на черном небе еще пару часов после захода солнца.
«Серфинг дошел сюда в начале 2010-го. До меня ребята уже катались. В 2014 году я открыл здесь свою школу, прошли первые соревнования — чемпионат России. С тех пор я провожу каждое лето здесь и стараюсь, чтобы Калининград стал заметен на карте серфинга России и за ее пределами», — рассказывает президент федерации серфинга Калининградской области и основатель школы König Surf Club Евгений Исаков.
König Surf Club. Ч.1
Кроме Зеленоградска в регионе есть еще пять основных спотов, на которых регулярно катаются 20–30 серферов. Летом их количество доходит до 100.
«Лучшее время для катания здесь — сентябрь—октябрь, либо весна, когда штормит. Летом бывает затишье. Особенность местного серфинга в том, что он хорош для новичков или продвинутых серферов. А продолжающим здесь приходится сложнее», — объясняет Исаков.
Спрогнозировать хорошие условия заранее тут трудней, чем на океане, волны более «рваные», их жизнь — короче, и есть лимит по размеру. Начиная с высоты 2 м на большинстве спотов начинается каша — в таких условиях трудно ориентироваться и кататься. На других спотах как раз во время шторма приходят правильные волны размером до 3 м. Но дно там каменистое, а значит, для обучения новичков не подойдет.
König Surf Club. Ч.2
Добираться до Зеленоградска из Калининграда легко на «Ласточке» — 20 минут и еще столько же пешком от станции до спота. Местные «Ласточки» такие же, как поезда МЦК в Москве, но есть нюансы, например на какую сторону выходить, объявляют не всегда. Из-за этого ночью я чуть не проехал свою станцию.
Адаптивный серфинг для детей
Этим летом Исаков и невролог Юлия Яковлева провели в Зеленоградске первый серф-кемп для детей с особенностями развития: ДЦП, расстройством аутистического спектра, заболеваниями периферической нервной системы, ментальными нарушениями, эпилепсией.
Недельная программа дала детям реабилитацию, а организаторам — первый подобный опыт. Теперь они прорабатывают проект, чтобы получить грант на следующий год.
«Все прошло успешно. В группе было 13 детей, за каждым присматривали по два волонтера, плюс мы с Юлей. У меня никогда общения с такими детьми не было. Когда читаешь отзывы родителей, слеза наворачивается. Родители рассказывают, что видели в своих детях такие изменения, которые не могли получить в результате других занятий. У них появлялись эмоции, интерес, они начинали двигаться по-другому. Они говорили родителям, что хотят поехать на серф», — рассказывает Исаков.
Серф-арт
Еще одно проявление серф-культуры в Зеленоградске — тематический стрит-арт. На мостовой прибрежной улицы Володарского выложены мозаичные панно с изображением виндсерферов, кайтеров и морских животных. Их автор — художник и кайтсерфер Павел Савельев. Он переехал сюда из Москвы в 2017 году, взял в аренду мастерскую в историческом здании бывшей администрации курорта и помог эту постройку отреставрировать.
На соседней улице Савельев создал серию работ об отношениях мышей и кошек — символа Зеленоградска. По городской легенде, местные коты при захвате власти мирно договорились с мышами, чтобы те покинули Зеленоградск. С тех пор коты безраздельно захватили власть в городе. Этот сюжет подошел бы для фильма «Остров мышей».
В мастерскую Савельева часто обращаются и за ремонтом досок — местные серферы и кайтсерферы периодически цепляют ими за волнорезы.
«Мебель, мозаика, оформление фестивалей — все это приносит доход. И между работой у кого-то ломаются доски, их несут, чтобы скорей подлатать», — рассказывает Савельев.
По словам мастера, серфинг в этой местности безопасней, чем кайтсерфинг — из-за волнорезов. При этом кайтеров тут несколько десятков. Некоторые приезжают из Москвы и Санкт-Петербурга под прогноз. Вне сезона билет на самолет стоит две тысячи рублей в один конец.
«В Москву возвращаться нет никакого желания. Круто, что я живу у моря. В межсезонье тут нет людей. Не чудо ли это — выйти на берег из дома, вдоль моря дойти до мастерской, поработать до заката и тем же путем вернуться домой?», — говорит художник.
Фото: Дмитрий Васин, Наталья Курочкина, Konig Surf Club