У человека есть три области чувств, воспринимающих излучение. С помощью осязания мы ощущаем тепло (вызывает его излучение в инфракрасном диапазоне от 300 до 430 ТГц,), благодаря зрению — видимое излучение от 430 до 750 ТГц, за счет слуха — акустическое излучение от 20 до 16 000 Гц.
Майкл Джексон
Люди с абсолютным слухом, уловив колебания частотой 440 Гц, автоматически отмечают, что это нота ля первой октавы. Не более одного из ста человек обладают способностью определять и воспроизводить любую ноту по памяти, без камертона. К музыкальным талантам абсолютный слух прямого отношения не имеет, хотя среди музыкантов им обладает до 25%.
Одним из таких людей был Майкл Джексон. Говорили, что, распеваясь, он мог без камертона часами воспроизводить одну ноту. Звукорежиссер Роб Хоффман вспоминал, как Джексон пришел с новой песней: «Майкл спел каждую ноту каждого аккорда: „Вот первый аккорд, первая нота, вторая нота, третья нота. Это первая нота второго аккорда, вторая нота, третья нота“».
Джексон владел многими музыкальными техниками, в частности битбоксом (имитация инструментов) и пением фальцетом. Преуспеть в освоении таких техник без абсолютного слуха сложно.
ПРАКТИКУМ
Звуковая дорожка
У вас нет абсолютного слуха? Не расстраивайтесь. Ведь музыкальность связана со слухом интервальным, то есть способностью определять, насколько одна нота выше или ниже другой. Развивать его можно в любом возрасте. И самый простой способ — использовать как подсказки известные мелодии. Работает это так: услышали указанную строку — представили, какую мелодию можно после продолжить. Ниже мы привели примеры известных песен и первых интервалов в начале их куплетов или припевов.
Прима (0 тонов) — «Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету»)
Малая секунда (0,5 тона) — ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»)
Большая секунда (1 тон) — «Колыбельная медведицы» («Ложкой снег мешая»)
Малая терция (1,5 тона) — «Чунга-Чанга»
Большая терция (2 тона) — «Чижик-Пыжик»
Чистая кварта (2,5 тона) — «В траве сидел кузнечик»
Уменьшенная квинта (3 тона) — этот интервал звучит тревожно, поэтому в популярных песнях его не встретить. Часто присутствует в композициях рокеров-металлистов.
Чистая квинта (3,5 тона) — «Мама» («Мама — первое слово»)
Малая секста (4 тона) — «Под небом голубым»
Большая секста (4,5 тона) — «Бьют часы на старой башне»
Малая септима (5 тонов) — «В лесу родилась елочка» («Зимой и летом стройная»)
Большая септима (5,5 тона) — популярная музыка не проявляет особой любви к этому сложному интервалу. Но изредка он все же встречается. Например, в песне «Ты меня любишь, лепишь творишь, малюешь»
Октава (6 тонов) — «Поворот» («Мы себе давали слово»)
Медосмотр: рожденные звуком
Ученые предполагают, что абсолютный слух обусловлен генетически. Так, среди народов Дальнего Востока, говорящих на тоновых языках, процент людей с абсолютным слухом выше (хотя и непонятно, что первично: то ли склонность к абсолютному слуху закрепилась из-за тонового языка, то ли наоборот). По статистике, в США среди музыкантов азиатского происхождения абсолютный слух у 32%, среди музыкантов с другими корнями — у 7%.
Абсолютным слухом обладают многие аутисты и люди с синдромом Вильямса (генетическое заболевание, при котором в том числе наблюдается дефицит эластина, что вызывает нарушения сердечно-сосудистой системы).
Когда ученые говорят о генетической предрасположенности к абсолютному слуху, то приводят две классические иллюстрации: The Trapp Family (популярную в середине прошлого века австрийскую группу из братьев и сестер) и Jackson 5. Да, все братья и сестры Майкла Джексона обладали способностями. Но чтобы стать музыкантами, им понадобилась особенная подготовка. Успех обеспечило и то, что началась она в раннем возрасте. После семи-восьми лет у детей снижается пластичность мозга, развить абсолютный слух становится гораздо труднее даже потенциально способным людям.
ПЬЕДЕСТАЛ
Без камертона
Чтобы настроиться на нужный лад, некоторым людям достаточно всего секунды
Моцарт (1756–1791). Считается, что он обладал идеальным слухом. Современник так описывал способности ребенка-вундеркинда: «Я видел и слышал, как ему играли ноты, то высокие, то низкие, не только на фортепиано… и он, находясь в другой комнате, называл ноты в одно мгновение».
Джими Хендрикс (1942–1970) не знал нот и воспроизводил музыку на слух. Мог настраивать гитару без тюнера, так как был беден и не мог себе позволить его купить. Виртуозно владея инструментом, он держал его «наоборот», то есть прижимал струны правой рукой.
Элла Фицджеральд (1917–1996) обладала абсолютным слухом и голосом широкого диапазона — три октавы. Это позволило ей стать одной из самых знаменитых певиц XX века. Музыканты, выступающие с Фицджеральд, говорили, что настраивали свои инструменты по ее голосу.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2020, частично обновлен в апреле 2024