ГЕРОЙ
Радик Тюлюш
Родился в 1974 году в Солчурском сумоне Овюрского района Тувинской АССР. Певец, композитор, хоомейжи — искусный исполнитель в технике тувинского горлового пения.
Обладатель престижных мировых наград, в том числе лауреат премии BBC Radio 3 Awards for World Music. Организатор и участник группы «Уер», экс-солист группы «Ят-Ха», солист группы «Хуун-Хуур-ту» (четверка тувинских музыкантов была номинирована на «Грэмми» в 1998 году и на BBC Radio Awards в 2008-м). В совершенстве владеет искусством горлового пения и методикой его преподавания.
«Горловое пение — это послания, переданные нашими предками»
— Как бы вы описали и с чем сравнили тувинское горловое пение для неискушенного слушателя?
— Если бы я впервые услышал горловое пение, то для меня встреча с ним стала бы культурным шоком. Эти звуки и вибрации находят отклик в душе человека, помогают осознать некую истину, услышать гармонии, которые до этого он нигде не встречал.
Само искусство пришло к нам из древности, из того мира, который мы давно забыли, но который всегда был рядом. Когда после концерта ко мне подходят люди и рассказывают, что почувствовали нечто, что нельзя выразить словами, я прекрасно хорошо понимаю, о чем они говорят: они прочувствовали связь со своими корнями, со своими предками. Мы все люди и все одинаковы: каждый имеет корни и крепко с ними связан. Те послания, которые наши предки облекали в звуковую форму, доносятся до нас, когда мы слушаем горловое пение. Иными словами, горловое пение — это послания, переданные нашими предками.
— Можете немного рассказать об основных стилях и особенностях хоомея?
— Существует три основных стиля. Первый — собственно хоомей. Этим словом обозначают и название одного из стилей и само явление горлового пения. Второй — сыгыт — высокий стиль, в нем слышны высокие тона, звуки, похожие на звучание флейты. Третий стиль — низкий, каргыраа — для него характерны очень низкие вибрации и тона.
Еще существует около 10 подстилей, и в сумме с тремя основными они имеют одно название — хоомей. Точного перевода этого термина нет, так как это очень древнее слово. Стили уникальны тем, что человек может извлекать одновременно два, три, четыре и больше тонов, используя при этом альтернативные варианты работы с голосовыми связками. Для каждого стиля характерны свои техники, которые позволяют воспроизводить низкие или высокие тона с помощью сжатия связок.
Еще существуют такие подстили, как борбанадыыр, эзенгилээр, даг каргыраазы, хову каргыраазы, думчуктаар, канзып, хоректээр, чыландык. Также у мастеров бывают свои собственные подстили. Так что можно смело говорить о широком разнообразии именно тувинского горлового пения, для которого характерна имитация звуков природы, животных, а также способность извлекать несколько тонов одновременно, чем собственно и уникально это искусство.
«У каждого свой путь к хоомею»
— Хоомей в XXI веке — музыка нишевая, «не для всех»? Или, наоборот, благодаря новым технологиям она становится доступнее всё большему количеству слушателей? С чего стоит начать знакомство с ним неофиту?
— В наше время благодаря развитию интернета, каждый человек может найти то, что ему нужно. Хоомей и традиционная музыка — это все-таки не мейнстрим, а специальная музыка, которую поймет не каждый. Важно, чтобы не только исполнитель, но и слушатель больше углубился в тему этого явления, больше понимал ее. Начинать нужно, конечно, с того, чтобы прислушиваться к звукам, и желательно, чтобы раннее знакомство началось именно с живого звука, потому что запись не способна передать живую атмосферу звучания. Нужно окружить себя этими мелодиями, пропитаться атмосферой.
Чтобы владеть горловым пением, нужно им жить, понимать работу связок и осознавать то, что хочешь воспроизвести. Потом стоит пойти к учителю, и лучше всего, чтобы это был традиционный исполнитель, а не люди, которые проводят мастерство через вторые руки. Я бы рекомендовал обращаться к традиционным алтайским или тувинским исполнителям и адресовать им свои вопросы напрямую, избегая ситуативных уроков и мастер-классов в сети.
У каждого свой путь к хоомею: кто-то открывает его для себя по рекомендации других людей, кто-то сталкивается с горловым пением случайно, а кто-то целенаправленно его ищет. Но если человек поймет, что хочет овладеть горловым пением, есть источники и люди, которые могут научить ему. Каждый может воспроизвести горловые звуки, если у него есть осознанное желание учиться и хороший учитель, способный доступно объяснить и показать техники воспроизведения.
— Вы и сами преподаете горловое пение. Насколько это востребованное искусство и каковы основные трудности, с которыми столкнется решивший ему обучаться?
— Да, я преподаю горловое пение, но кроме меня в Туве, конечно, тоже есть люди, которые обучают этому искусству. Должен сказать, что это достаточно востребованное направление: с каждым годом все больше людей проникаются горловым пением и хотят овладеть им. Люди возвращаются к своим корням и ценят этот вид традиционного искусства.
В начале обучения человек в первую очередь сталкивается с необходимостью понять, как нужно извлекать звук. Самое важное — вокальная техника, особые методы сжатия связок, специальные упражнения. Также крайне важна готовность обучаться, знакомиться с новым и пробовать. Начинать путь в хоомее нужно с осознания того, что тебе это действительно нужно. У некоторых довольно быстро получается обрести базовые навыки, некоторым нужно на это время, но в общем извлечь горловые звуки и даже пропеть некоторые стили получается у всех.
Знания, как сжимать связки, чтобы получить характерный гортанный, горловой звук — основа, с освоения которой могут возникнуть первые сложности. Далее мы переходим к изучению мелодий, ритмов и, конечно, текстов, потому что без них пение теряет какую-либо смысловую нагрузку. Поэтому при изучении тувинского горлового пения важно получать базовые знания тувинского языка.
«Искусство горлового пения является достоянием всего человечества»
— Вы выступаете в Петербурге в рамках фестиваля искусств Востока Dairafest. Тува сегодня — это в бóльшей степени часть Востока в широком понимании или все же общность и культура, замкнутая в себе и на себя? В чем это выражается?
— Для жителя Петербурга или Москвы — это, конечно, Восток. Я считаю, что именно от Тувы начинаются все перекрестья Запада и Востока. Но все-таки это Восток, Сибирь, та часть Земли, где на одной территории умещаются и высокие горы, и просторные степи, и тундра, и тайга.
Традиция и культура вбирает в себя отражения местности, где живут люди — носители этой культуры. Хотя у нас есть ремесла, связанные с оседлостью, но в основном Тува — это кочевники. Соответственно, культура Тувы тесно связана со скотоводством и кочевничеством. В Туве есть своя особая среда и культура, которая формирует и горловое пение. На нашу музыку не было оказано большого влияния извне, у нас свои инструменты, своя мелодика, ритмы, полиритмия. Что, конечно, очень радует, потому что в наше время сложно найти самодостаточные культуры, во многих сильно ощущается влияние внешних факторов и заимствования.
— Каким вы видите будущее хоомея в России и мире?
— Все зависит от отношения людей. Я понимаю, что для развития нужно время, но считаю, что судьба хоомея предопределена, потому что вижу, что им интересуется все больше людей. Я надеюсь, что тувинское горловое пение станет таким же популярным, как, например, африканская или латиноамериканская культура. Ведь искусство горлового пения является достоянием всего человечества.
Очень печально, когда представители той или иной культуры сражаются за статус первоисточника, отправляют бумаги в ЮНЕСКО, а ЮНЕСКО, в свою очередь, ставит подтверждающие печати. Печально, потому что таким образом люди ограничивают себя. Они не понимают, что в конечном счете любое искусство — достояние всего человечества. Если человек считает, что это лишь его культура, тогда нужно спросить его, а кто придумал это все: ты или народ? Поэтому я призываю людей к пониманию того, для чего существует искусство, и в частности, искусство горлового пения.
Истоки тувинского горлового пения происходят из Тувы, но само оно является достоянием человечества. Это явление кочевнической культуры, знания в которой из века в век передавались от поколения к поколению. И я работаю как проводник, который проводит через себя эти звуки, мелодии и тексты. Цель моих выступлений и занятий — передать миру то лучшее, что было до нас, и показать картину мира, которого нет сегодня. Поэтому если я обучаю, то не только передаю технические умения, но и смысл, философию прошлого. Горловое пение помогает развиваться в гармонии с окружающим миром, людьми и явлениями, помогает находиться в созвучии с миром.
Фото: Dairafest, Wikimedia Commons, Pavel Filatov / Alamy / Legion Media
Материал опубликован в октябре 2020, частично обновлен в марте 2023