Людям всегда хотелось верить в справедливость. Если не при жизни, то хотя бы после смерти. Но у разных цивилизаций представления о загробном суде и последующем воздаянии не во всем совпадали.
Древняя Греция: Аид
Самые красочные описания загробного мира Эллады, названного по имени царствующего там бога Аида, даны глазами «туристов» — живых героев, которые ходили туда за некими своими надобностями и вернулись. Это Одиссей из гомеровского эпоса и троянец Эней из произведения римского поэта Вергилия.
Подробный рассказ о царстве Аида в «Энеиде», написанной в I веке до н. э., основывался на греческих источниках.
АИД
В Аиде существует несколько входов. По Платону, умерших туда препровождают духи-гении.
Умерших, как сказано в диалоге Платона «Горгий», судят на лугу три сына верховного бога Зевса. Эак решает судьбу жителей Европы, Радамант — Азии, а Минос разбирает спорные случаи.
Особенно разозлившие богов грешники отправляются на муки в Тартар.
Тартар описан в «Энеиде» как адская бездна, обнесенная тремя рядами стен, вход в которую сторожит богиня мести — эриния Тисифона. В Тартаре среди прочих испытывает муки Тантал и катит на гору камень Сизиф.
Праведники и любимцы богов попадают в Элизий, или на острова
Блаженных, где наслаждаются безбедной жизнью в прекрасном климате.
Души, искупившие вину и долго пробывшие в царстве мертвых, согласно «Энеиде», отправляются в новом воплощении в мир живых, выпив воды забвения из реки Леты.
Некоторые категории грешников скитаются по лугам, поросшим бледными цветами фоделями, и по миртовой роще.
Границу между мирами живых и мертвых охраняет огромный трехглавый пес Цербер.
Если не предать земле хотя бы часть тела умершего, его душа застрянет на берегу: перевозчик царства мертвых Харон откажется переправить несчастного через реки и болота Аида.
Средневековый Китай: Диюй
Загробный мир средневекового Китая, Диюй — это налаженная бюрократическая машина. Представления о посмертии — смесь из буддийских, даосских и конфуцианских идей и народных верований.
Еще в XX веке в Китае ходили разные версии старинного дидактического труда «Драгоценные копии Нефритовых скрижалей» с описанием посмертных наказаний за грехи и способов задобрить судей Диюя.
ДИЮЙ
Судилище 1. Судья посылает праведников сразу в десятое судилище для нового воплощения, а грешники отправляются по всем «инстанциям» по очереди, отбывая в некоторых из них положенный срок наказания соответственно проступку.
Зеркало Зла, показывающее людям их грехи.
Покинув десятое судилище, души выпивают напиток забвения в павильоне богини Мэн-по и по одному из шести мостов переправляются в мир живых для нового воплощения.
Древний Египет: Дуат
Древние египтяне готовились к посмертию, как к экзамену. Попав в загробный мир Дуат, умерший должен был четко знать, как там себя вести и что кому отвечать. Поэтому его снабжали «шпаргалками» — священными текстами с инструкциями и заклинаниями.
Представления о загробном суде сложились к середине 2-го тыс. до н. э. и наиболее подробно описаны в версиях сборника, называемого «Книгой мертвых» (точный перевод — «Главы о восхождении к свету дня»).
ДУАТ
Врата в чертог Осириса и зал Двух истин.
42 бога. Вероятно, покровители египетских областей-номов. Умерший называл их имена и перечислял им грехи, которых не совершал.
Взвешивание сердца умершего перед богом Осирисом. На второй чаше весов перо богини истины Маат.
Поля Иару. Если чаши оказывались в равновесии, умерший признавался праведником и отправлялся туда жить в достатке.
Пожирательница. Если равновесие было нарушено, это чудовище съедало сердце и умерший переставал существовать.
Материал опубликован в ноябре 2020, частично обновлен в январе 2025