Основным рабочим инструментом сибирского шамана был бубен. На его создание шаман испрашивал разрешения у богов и духов, тщательно выбирал дерево для обечайки (обода) и рукояти и животное, чья кожа будет натянута на каркас. В изготовлении и связанных с этим обрядах участвовали и другие представители рода.
Самым важным этапом было нанесение рисунков — как считалось, по указке духов. Обязательно проводили ритуал «оживления» нового бубна: шаман собирал части тела животного, из чьей шкуры был создан инструмент, и «ловил» его душу, чтобы она стала проводником в другие миры. Туда шаман отправлялся, стремясь найти ответы на вопросы — свои и соплеменников, — договориться с духами, увидеть будущее, исцелить больных.
Для этого, камлая, он ударял колотушкой в разогретый над костром ради звучности бубен, собирал в него духов-помощников и вводил себя в транс. В потусторонних странствиях инструмент шамана мог превращаться в его ездовое животное, лодку и оружие — лук. На внешней стороне бубна изображали схему миров, по которым путешествовал шаман.
Таков и экспонат из коллекции Кунсткамеры, принадлежавший большому, то есть достаточно мощному, чтобы иметь право на бубен, шаману из тюркоязычного сибирского народа шорцев. Инструментом очень дорожили. Считалось, что жизнь шамана измеряется количеством бубнов, которые ему разрешили сменить духи. Шорцы полагали, что если кто-то повреждал бубен, то шаман терял значительную часть силы и мог заболеть и умереть.
АРТЕФАКТ
Бубен шорцев
Кемеровская область, начало XX века
Диаметр продольный — 54,6 см; диаметр поперечный — 45,2 см; ширина обода — 14,0 см
Хранится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге
Оформление внутренней стороны бубна было таким же важным, что и внешней. Деревянная рукоять у шорцев считалась вместилищем «хозяина бубна», давно умершего шамана-предка, ставшего духом — покровителем инструмента. Поперечный изогнутый железный прут символизировал тетиву лука, а металлические подвески на нем и на внутренней стороне обечайки — стрелы и мечи, которыми в иных мирах шаман должен был поражать злых духов и враждебных собратьев по призванию.
Тканевые ленты привязывали те, кто участвовал в изготовлении бубна, а потом добавляли в качестве приношения «клиенты» шамана после удачного камлания.
1. Кожа. Бубен отождествлялся с ездовым животным, из чьей кожи был сделан, — как правило, с конем или оленем. На этом звере, как считалось, шаман переносился в другие миры. Проводя церемонию оживления бубна, шаман символически садился на него верхом. Данный инструмент обтянут кожей марала (Cervus elaphus sibiricus). Олень-самец был символом небесной сферы и солнца.
2. Обечайка. Выполнена из березы. Шорцы особенно почитали это дерево и использовали его в основных обрядах. По их представлениям, мировое древо — это береза или кедр.
3. Верхний мир. Здесь правил Ульгень — верховное божество, глава светлых небесных духов. Этот мир подразделялся еще на девять небес.
4. Средний мир. Стилизованное изображение земли с горами — мира живых людей — разделяло две другие части Вселенной.
5. Нижний мир. Подземный мир населяли души умерших и преимущественно злые духи айна, а правил ими бог Эрлик, который часто выступал в мифах антагонистом Ульгеня. Многие духи имели вид хтонических животных: рептилий, земноводных, рыб. Айна иногда похищали души живых людей, отчего те болели и могли умереть, если шаман не вмешается.
6. Солнце. Как и другие светила, атрибут верхнего мира.
7. Духи. Они содействовали шаману в его путешествии. Чем больше духов-помощников, тем, как считалось, сильнее шаман. Духи могли быть вооружены и защищать шамана от его потусторонних противников.
8. Птицы. Изображение гусей на бубне у шорских шаманов считалось необходимым, писала советская исследовательница Надежда Дыренкова, поскольку только верхом на этой птице те могли вернуться из мира духов. Во время камлания шаман часто подражал гусю криками. Эта птица связана с Ульгенем.
9. Лягушка. Обычно изображалась большего размера, чем другие обитатели подземного мира. По представлениям народов Сибири, лягушка поддерживала Землю.
10. Щука. Российский этнограф Леонид Потапов приводил сведения, что нарисованные на бубнах рыбы, в частности щуки, — это изображения водных духов. Те могли наслать недуг на людей, которые их не почитали, а могли, наоборот, помочь исцелить болезни живота и водянку.
Фото: МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ ИМ. ПЕТРА ВЕЛИКОГО РАН (X2), Images & Stories / Alamy / Legion Media
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, декабрь 2020, частично обновлен в июне 2023