Первой автомобильной империей, как известно, стали Соединенные Штаты Америки, но вскоре у Генри Форда нашелся предприимчивый конкурент в Европе. Он смог выпустить первый по-настоящему массовый автомобиль, который выбирали французские президенты, на котором ездил Фантомас и который однажды спас жизнь генералу Шарлю де Голлю, а также трижды попадал в список десяти самых знаменитых авто ХХ века.
Человек, чью фамилию до сих пор носят автомобили этой марки, родился в семье крупного предпринимателя, который занимался драгоценными камнями. Андре Ситроен рано остался без отца: тот покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было всего шесть лет. Наследство, правда, осталось неплохое, равно как и связи. Но, вопреки существовавшей в те годы традиции, молодой Ситроен совсем не хотел продолжать семейное дело. Вместо этого он пошел работать в мастерскую своих друзей, которые собирали детали для паровозов. Ему было 23 года.
На заводе Ситроен наладил производство качественных зубчатых колес и вложил в это дело большую часть своего наследства, а потом получил патент. Шестерни оказались популярными — их покупали в Бельгии, Англии, увозили даже в Москву. Появилась первая серьезная прибыль, и тогда же будущая эмблема автомобильной марки, перевернутая V (именно так на схемах изображают конические шестеренки). Во Франции этот значок именуется «двойной шеврон».
В годы Первой мировой войны Ситроену удалось убедить правительство Франции в том, что он способен за три месяца наладить производство боеприпасов — французская армия тогда плохо снабжалась. Военные полагали, что это нереально, но Андре взял несколько кредитов и заключил договор с правительством. Новые заводы и правда выросли буквально за три месяца и начали выпускать больше снарядов, чем все остальные производства, вместе взятые. Чертежи своего первого автомобиля Ситроен заказал инженерам тогда же, в годы войны. Когда наступило мирное время, у него уже были, во-первых, наработки, во-вторых, хорошая команда специалистов, а в-третьих, деньги от выполненных военных заказов.
Андре Ситроен использовал в Европе те же методы, что и Генри Форд в Америке, — ему удалось изменить тогдашнее представление о личном автомобиле. Предприниматель начал с малолитражек, которые только и были по карману среднестатистическому французу в послевоенные годы. Первая модель, Citroën А , вышла в свет в 1919-м, и уже тогда автозавод ухитрялся собирать до ста автомобилей в день (по тем временам невероятно много). Эталоном автомобилестроения по-прежнему была Америка, поэтому Андре не ленился изучать опыт производства «Бьюиков» и «Студебекеров»: пройдет всего четыре года, и на его заводе будут собирать не сто, а триста машин в день.
Французский предприниматель отлично понимал, что многое ему может дать качественная реклама, и придумал кучу интересного. Например, на заводе начали собирать игрушечные копии настоящих Citroën . Французские дети радостно катались на них, лишний раз привлекая к марке внимание взрослых. Потом Андре добился установки дорожных указателей с фирменным знаком своего автозавода. Наконец, в моду вошли «рекламные пробеги», когда группа специалистов просто отправлялась в какой-нибудь регион страны на автомобиле марки, громко нахваливая его по громкоговорителю. На стоянках проводились всевозможные розыгрыши и лотереи. Народу нравилось, и число покупателей после таких пробегов росло.
В 1922 году Андре Ситроен начал серию научных экспедиций на своих автомобилях. Это была уже даже не столько реклама, сколько, как сказали бы сегодня, тест-драйв в необычных условиях. На базе модели В2 разработали несколько гусеничных машин, и сначала участники пересекли на них Сахару, а потом весь Черный континент. После Африки Ситроен увлекся Азией и в 1931-м собрал еще одну большую экспедицию во главе с именитыми учеными. Она получила название «Желтое путешествие», или «Желтый рейд». Впоследствии этот маршрут неоднократно повторяли другие исследователи.
Ситроен первым начал приглашать посетителей, в том числе иностранных туристов, на экскурсии на свои заводы. В ходе таких туров можно было своими глазами увидеть европейский автомобильный конвейер, понаблюдать за этапами производства. Модельный ряд Citroën к тому времени существенно расширился: выходила культовая модель 5CV Trefle — «дамская» по внешним признакам, с тремя сиденьями, которые были расположены в виде листка клевера; линейка С , включавшая Citroën С4 и С6 , причем последний разгонялся до 105 км/ч; а также другие модели — качественные современные авто с гидравлическими тормозами, передним приводом, независимой подвеской и, конечно же, запоминающимся дизайном, который впоследствии станет чуть ли не главным козырем Citroën .
У Андре Ситроена был особый подход к вопросу кадров, примерно как у Генри Форда. Он считал: для того чтобы наладить массовое производство, необходимо собрать лучших инженеров и хорошо оплачивать их труд. Для примера: в 1920 году начальник кузовного производства на его заводе получал 1000 франков ежемесячно, через три года эта сумма уже утроилась. Сотрудники предприятия вспоминали, что имелась и система поощрений: в конце года лучшим работникам вручали в качестве бонуса конверт с заслуженными бонусами, а иногда и с акциями предприятия. Интересно, что в конкурентной борьбе за европейский рынок с Фордом Ситроен использовал методы своего соперника.
Но в 1934-м грянул кризис, и для компании начались не самые безоблачные времена. Сказалась и горячность самого Андре, который любил вкладывать деньги в авантюрные проекты: банки перестали доверять ему, количество исков по долгам возросло, и братья Мишлен, основные кредиторы автозавода, начали понемногу прибирать к рукам дело всей жизни Андре. В январе 1935-го изумленному Ситроену пришлось уйти с должности президента компании и отдать контрольный пакет акций, что подкосило его. Он заболел и умер спустя несколько месяцев.
В годы немецкой оккупации конструкторы Citroën продолжали работать в обстановке строжайшей секретности. После войны выпуск ряда старых моделей был возобновлен. В 1948-м в Париже прошел автосалон, где показали модель 2СV . Она не была ни мощной, ни выдающейся в плане красоты, но стала крайне популярной из-за доступности и простой конструкции, что в послевоенные годы было актуальнее всего. Модель оказалась настолько удачной, что вплоть до 1990-го ее выпускали без каких-либо серьезных изменений.
Настоящий фурор произвела на посетителей Парижского автосалона в 1955 году новая футуристическая модель DS . Только за дни работы выставки на нее поступило 80 тысяч заказов, ведь помимо космической внешности автомобиль оснастили современными техническими наработками: гидропневматической подвеской, подвижными фарами, полуавтоматической коробкой передач. Впоследствии было придумано много разных модификаций, и модель собирали еще 20 лет — всего выпустили около полутора миллионов экземпляров.
Прекрасные дамы искренне полюбили модель AMI 6 , которая вышла в 1961 году. Отличалась она довольно смелым наклоном заднего стекла под обратным углом. А уж лимузиноподобный SM , разработанный к 1970-му, и вовсе стал визитной карточкой компании, притом что у него под капотом был еще и 170-сильный мотор Maserati .
Из практичных, но запоминающихся моделей Citroën также стоит отметить внедорожник Mehari , выпускавшийся с 1968-го по 1988-й. Машина была совсем легкая — 570 кг, с двигателем объемом 600 кубических сантиметров, — но какая у нее была проходимость! Добавьте к этому яркую, но непритязательную внешность: ни окон, ни дверей, только мягкий верх, — вот почему модель стала хитом в развивающихся странах, а в Европе ее активно использовали в сельском хозяйстве, в лесничествах и на службе в полиции.
Во Франции Citroën был настолько же народной маркой, как у нас «Москвичи», «Запорожцы» и «Жигули», так что, само собой, его постоянно снимали в кино.
В 1965 году на экраны выходит лента «Фантомас разбушевался», и в фильме фигурирует летающий Citroën DS. У авто выдвижные консоли—крылья и хвост, в багажнике — турбореактивный двигатель. Любопытно, что, хотя полеты машины были экранным трюком, советские ученые в тот период серьезно занялись проектом летающего автомобиля. Машины французской марки присутствуют и в знаменитых комедиях про жандарма — «Жандарм женится», «Жандарм и инопланетяне», а также в многочисленных фильмах с Пьером Ришаром и в относительно новых лентах, таких как «Амели».
В трейлере фильма «Фантомас разбушевался» можно увидеть, как взлетает Citroën DS знаменитого кинозлодея
Что касается автомобиля Фантомаса, то, поговаривают, в Прибалтике есть несколько предприимчивых коллекционеров, которые, отреставрировав старый DS и прикупив голубую маску, отлично зарабатывают на свадьбах, с комфортом отвозя молодоженов в ЗАГС и обратно в образе гениального кинозлодея.
Отметим, что экстравагантность не всегда шла на пользу Citroën . В 1970-х грянул нефтяной кризис, а модели компании не были особо экономичными в плане потребления топлива. Поэтому продажи снова резко упали, как и в начале 1930-х. Пришлось временно сменить имидж и слиться с компанией Peugeot , что грозило полной потерей индивидуальности, хотя и помогло сохранить производство. Так Citroën существовал вплоть до 1990-х — это был концерн из двух марок, каждая из которых стремилась подчеркнуть свое отличие от другой. Последнее в итоге позволило компании выйти из кризис, и тут впору вернуться к африканской теме...
Вообще, надо сказать, что Citroën оставил особый след в освоении Черного континента, но, пожалуй, один из самых ярких эпизодов в этой истории произошел в 1993 году. Француз по имени Эмиль Лерей отправился в путешествие по Африке на своем доработанном CV2 . Посреди марокканской пустыни случилась непредвиденная серьезная поломка, которую своими руками было не исправить. Любой нормальный человек впал бы в отчаяние, но у Эмиля был запас еды на несколько дней, и за это время он ухитрился... вы не поверите, разобрать свою старую машину и соорудить из части деталей некое подобие мотоцикла! Нет, внешне, конечно, это мало напоминало мотоцикл, но имело два колеса, довольно устрашающий вид и, самое главное, могло ехать со скоростью 20 километров в час! Лерей благополучно добрался до цивилизации, убедил полицию в том, что он не боевик, и даже заплатил довольно крупный штраф за въезд на несуществующем автомобиле.
1990-е годы — период возрождения компании Citroën . Самыми яркими моделями стали ZX , Хantia , которая продавалась с одиннадцатью вариантами двигателей, коммерческий фургон Berlingo , несколько минивэнов, а также модель Saxo .
Сегодня, как и прежде, популярна вся линейка С , а также продукция премиального подразделения DS , для которого даже разработана отдельная эмблема.
Особенно полюбился автолюбителям космический хетчбэк С4 — у него было несколько модификаций, но самая выдающаяся и стильная — та, у которой заднее стекло наклонено в обратную сторону, она сейчас не выпускается. Зато появился впечатляющий кроссовер С4 Cactus , при одном только взгляде на экстерьер которого вопросы о технических характеристиках кажутся уже не столь важными.
В России «Кактуса» пока нет, а вот немного смешной, на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении весьма гармоничный и комфортный в управлении «кубик» С3 Picasso довольно часто можно встретить на российских дорогах. Имя у него, конечно, нетривиальное, но что говорить, если даже бюджетный, народный, практичный, простой и доступный седан французы гордо назвали Citroën C-Elysee .
Фото: Wikimedia Commons, Autowp.ru