Бухара, 2500-летний город на Великом шелковом пути. Музей под открытым небом, заполненный древностями, шумом и людьми. В прошедшем году впервые за два тысячелетия здесь воцарилась тишина. Из-за коронавируса был остановлен не только туризм, но и свадьбы. Однако любовь умеет ждать.
Несколько сотен гостей на бухарской свадьбе — обычное дело. Но сегодня двое — уже компания, трое — толпа, и когда летом было разрешено собираться группами до 30 человек, настал день Бехзода и Руксоры. Вернее, три торжественных дня. «Это очень маленькая свадьба», — говорит Шавкат, отец жениха.
Современным шиком белого кружевного платья не обмануть старинных традиций. Бехзод сможет увидеть лицо Руксоры только вечером первого дня свадьбы, пробившись в дом к невесте сквозь заслоны друзей. Конечно, они знали друг друга и раньше, но это новая жизнь, которая откроется вместе с вуалью и озарится взглядом из-под густых ресниц, которым позавидовала бы Ким Кардашьян.
Бехзод встречает гостей в своем доме. Он одет в свадебный черно-золотой халат и такую же тюбетейку (подарок от семьи невесты). Ритуал облачения совершил имам, привязав Коран к поясу Бехзода. С этого момента молодой мужчина считается официальным женихом.
Всего-то семь утра, а столы ломятся. Традиционный плов на козьем жире все едят из одного блюда. На столах нет места, но еду продолжают приносить: тарелки ставятся друг на друга, чайник на орехи, хлеб кладется на виноград. Все наслаждаются изобилием. Ничто в этой церемонии не бывает «мое» — все «наше».
Традиционная музыка узбекской свадьбы — глубокие и торжественные звуки карнаев. Эти медные трубы трехметровой длины — непременный атрибут большого праздника. Двое парней в традиционных вышитых жилетах подносят ко рту мундштуки тяжелых музыкальных «орудий» и так громко сообщают о торжестве, что слышно в другом квартале. Женщины затыкают уши. Мужчины ликуют.
Когда жених подходит к дому невесты, слышен рев: около 20 молодых людей силой удерживают Бехзода, крича: «Нет! Не делай этого!» Жених должен пробиваться через толпу друзей, не поддаваясь на провокации. Он должен бороться за свое право быть с любимой. Это театрально, но вдохновляюще. Мужчинам веселье. У женщин комок в горле.
И вот появляется невеста — Руксора! Она укрыта вуалью из кружева и плотной накидкой из ткани бордового цвета с золотой вышивкой. Комната, в которую она заходит, забита людьми, почти все женщины. Руксора низко кланяется. Затем кланяется снова и снова. Она будет делать это в течение следующего месяца всякий раз, когда в ее новый дом приходят гости.
Невеста окружена толпой женщин, одна из них держит на голове Руксоры две лепешки, словно два нимба. Другая держит горящие свечи и зеркало перед ними.
На третий день торжеств невеста входит в дом жениха, но не своими ногами. Ее несет жених. У входа во двор — огонь: символ света, тепла и очищения. Это отголосок древней зороастрийской традиции, которая появилась здесь около 4000 лет назад. Бехзод трижды обходит вокруг огня с невестой на плече и вносит ее в дом родителей.
Столовая, богато украшенная коврами и курпачами (напольными матрасами), тканями и керамикой, чайниками и тарелками, полна женщин. Руксору ставят на белый курпач, она снова кланяется. Мужчины сидят снаружи и готовятся к трапезе с тушеной козлятиной. Мухсрам Хасановна, своего рода женщина-имам, руководящая свадебным ритуалом, читает обряды и поет праздничные молитвы.
«То, что мы делаем и говорим, мы создаем. Бог говорит, когда вы желаете кому-то добра, оно приходит. Жизнь коротка, мы обязаны друг другу сказать добрые пожелания», — так говорит Мухсрам Хасановна. Жених и невеста устали, они нормально не спали несколько дней из-за ритуалов и приготовлений к ним. Их ждет еще один ритуал, никях — исламское бракосочетание в полном уединении, только с имамом.
Фотографии: Влад Сохин
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 1, февраль 2021